А мы кто?

В 2019 году мы отметим славную дату – 45-летие со дня строительства Байкало-Амурской магистрали. Время бежит неумолимо, отсчитывая год за годом, юбилей за юбилеем. Постарели бамовцы, и судьба разбросала их по всей стране, но многие остались и живут в Муйском районе, во всех его населенных пунктах. В редакцию районной газеты все чаще стали обращаться пожилые труженики-бамовцы с просьбой помочь им разобраться в вопросах переселения. Люди, которые под старость лет остались беспомощными, в частности в селах Баргалино, Муя, Усть-Муя, Иракинда, хотят переселиться в Таксимо. Им все сложнее каждую зиму топить печь (цена на дрова из года в год растет), тяжело носить привозную воду, и «удобства» на улице стали абсолютно неудобными. А чтобы зимой помыться в бане, надо полдня ее топить.

Как известно, программа «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений) признанных аварийными и не подлежащими реконструкции» в настоящее время распространяется на жителей Таксимо и Северомуйска. Остальные села и поселки района почему-то не относятся к зоне БАМа. Если взять село Усть-Муя, то оно находится в 15 км от железной дороги по прямой линии, от Таксимо — 50 км. Когда идут по рельсам поезда, стук колес отдается по реке Витим не только в Баргалино, но и на Параме. Кто и по каким параметрам решал — бамовский это поселок или нет? Да, возраст домов в Муе, Усть-Муе, Иракинде составляет более 50 лет. Но почему тогда такой поселок у наших соседей, как Кумора, который находится на расстояние 56 км от Нового Уояна, или село Байкальское, расположенное по асфальтированной дороге от Нижнеангарска в 64 км и от Северобайкальска в 40 км, вошли в Программу переселения из ветхого и аварийного жилья в зоне БАМа? Ведь старинное село Байкальское (население около 700 человек) было образовано задолго до строительства БАМа, также как и Баргалино, Муя, Усть-Муя и Иракинда.

И как здесь не вспомнить историю, из которой знаем, что выделение Муйского района в самостоятельных административных границах было обусловлено в основном открытием движения по Байкало-Амурской магистрали и завершением основных строительных работ по железной дороге, а также необходимостью её обслуживания в целях эффективного функционирования. Муйский район — единственный район в России, который был создан благодаря строительству БАМа. Получается, все села, поселки, расположенные на этой территории — бамовские, а люди, принимавшие участие в этой стройке- бамовцы?!

Задолго до прихода строителей БАМа на огромной сибирской территории огромную работу проделали первопроходцы: изыскатели, геодезисты, топографы, геологи и географы, землепроходцы. В начале 70-х годов о строительстве БАМа речи еще не было. Но изучение трассы шло по строго намеченному плану. В 1971 году в Баргалино высадился десант Новосибирского проектно-изыскательского института «Сибгипротранс». Коллектив выполнял инженерно­геологическое обследование вариантов проектируемой Байкало-Амурской магистрали в районе будущего моста через Витим. Так, например, переход через реку Витим рассматривался на трех участках: Спицынский, Догопчанский и Нелятский. Выполненное сравнение вариантов показало преимущество Спицынского варианта (станция Витим).

В этом коллективе с 1971 и на протяжении десяти лет водителем вездехода работал Владимир Никишин, который в настоящее время живет в Баргалино. После окончания изыскательских работ Владимир женился на местной девушке и навсегда остался жить в Баргалино, продолжая работать в Витимской партии на разведке строительных материалов для нужд БАМа. Ведь строительство требовало ускоренных поисков минерального сырья на территории строительства дороги. Геологам пришлось решать проблемы обеспечения строительными материалами городов и поселков в зоне БАМа, хозяйственного и питьевого водоснабжения, инженерно-геологического обеспечения промышленного и гражданского строительства. Непосредственно для текущих нужд магистрали было открыто и подготовлено к эксплуатации более десяти месторождений разнообразных стройматериалов в нашем регионе. С 1978 года Витимской партией, базировавшейся в селе Усть-Муя, проводились поисковые работы месторождений цементного сырья вдоль трассы БАМа.

Начиная с 1972 года Витимская поисково-разведочная партия Багдаринской экспедиции Бурятского геологического управления кроме поисков и разведки строительных материалов выполняла большой объем колонкового бурения и проводила геологические, гидрогеологические, геофизические наблюдения на Ангараканском перевале Северо-Муйского хребта по подрядным договорам с Сибирским государственным институтом проектирования транспорта («Сибгипротранс»). Изыскания для будущего Северомуйского тоннеля продолжались до 1975 года, и база Витимской партии находилась в п. Усть-Муя, где до сих пор проживают Виктор Дударев, Николай Федоров и другие ее бывшие работники, а в Иракинде — помощник бурильщика Александр Медведев. Можно по праву сказать, что они были первыми покорителями не только Ангараканского перевала, но и первыми изыскателями современного БАМа, конкретнее — Северомуйского тоннеля.

В поселок Муя самолеты стали летать с 1950 года. Аэропорт принимал в разное время самолеты Л-410, Ил­14, здесь базировались вертолеты Ми­8, Ми­2, а с весны по осень — Ан­2, которым приходилось выполнять самую разнообразную работу в народном хозяйстве, в том числе и для нужд БАМа. В тесном сотрудничестве с Муйским аэропортом работала гражданская авиаметеостанция (АМСГ), которая вела наблюдение за всеми явлениями и изменениями в атмосфере: облачностью, осадками, температурой воздуха. Ветераны этой службы (работники ГСМ, радиотехники, авиатехники, метеорологи и т.д.) до сих пор проживают в селе Муя. Главная нагрузка по перевозке строителей БАМа и грузов ложилась именно на Муйский аэропорт вплоть до открытия в октябре 1993 года аэропорта в Таксимо.

Продукция Муйского леспромхоза в полном объеме была востребована на строительстве БАМа и его объектов. До сих пор усть-муйские ветераны труда получают к каждой круглой дате строительства Байкало-Амурской магистрали юбилейные медали. Живут в поселке и орденоносцы — В.Н. Слепков и А.Л. Арсентьев. По заготовке леса победителем соцсоревнования чаще всего выходила бригада Анатолия Арсентьева, который до самой пенсии работал в леспромхозе бригадиром по заготовке леса. За свой безупречный и добросовестный труд Анатолий Лаврентьевич не раз поощрялся. Главные из наград – орден «Знак почета», медаль «За доблестный труд», медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», три наградных знака «Победитель социалистического соревнования 1973, 1975, 1978 гг.», знак «Ударник Х1 пятилетки», юбилейные бамовские медали. В марте этого года Анатолий Лаврентьевич обратился к Главе Республики Бурятия, депутатам Народного Хурала, в администрацию района и поселения Таксимо с просьбой выделить ему однокомнатную благоустроенную квартиру в п. Таксимо: «Всю свою жизнь я самоотверженно трудился на благо Родины, БАМа и вот на девятом десятке прошу вас оказать мне помощь в переселении в благоустроенное жилье».

Ответов было много. Администрация МО «Муйский район» посоветовала ветерану обратиться в сельскую администрацию по месту жительства, напомнив при этом, «что указанные награды не дают Вам оснований претендовать на льготы по предоставлению жилья. В Таксимо давно не строятся многоквартирные дома, и помочь в переселении не представляется возможным». Ответить можно было бы как-то более уважительно, по-человечески объяснить ветерану причину отказа, а получилось согласно закону, но сухо и цинично.
Все правильно, строительство домов в Таксимо практически прекратилось, но освобождаются вполне пригодные для жилья дома. Есть случаи, когда из одной половинки двухквартирного дома переселили семью бамовцев, а вторая семья под эту программу не подходит. Освободившая квартира, в которой можно еще жить, просто растаскивается по частям. А в эту квартиру можно было переселить ветеранов из Усть-Муи и других населенных пунктов.

Депутат Народного Хурала Е.Ю. Лудупова на мой вопрос, почему бы в Программу по переселению из ветхого и аварийного жилья не включить Усть-Мую, Мую, Баргалино и Иракинду, ответила, что этого делать нельзя, так как такому примеру может последовать Курумканский район. Но она готова поучаствовать в дальнейшей судьбе А.Л. Арсентьева: «В моих силах устроить ветерана в хороший Дом престарелых».

Кто-то может возразить, что кроме Программы переселения из ветхого и аварийного жилья для проживающих в зоне БАМа действует Федеральный закон №125 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». По состоянию на 1 января 2018 года по этому закону в Муйском районе стоит 1315 семей, из них 113 инвалидов, 695 пенсионеров и 507 работающие. В первую очередь жилищные субсидии (70%) предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, во вторую очередь жилищные субсидии (20%) предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии (10%) предоставляются работающим гражданам. В 2016 году жилищные субсидии получили 22 семьи (семь инвалидов, 11 пенсионеров и четыре работающая категория), в 2017 году очередь продвинулась на 31 семью (19 инвалидов, 8 пенсионеров и 4 работающие семьи). В среднем по всем категориям очередь продвигается на 25 семей ежегодно, не так быстро, как этого хотелось бы. Если тебе уже 70 или 80 лет и если твоя очередь 623 (общая по Бурятии), то надо случиться необыкновенному чуду, чтобы дожить до этого времени.

Что же делать? Можно предложить вновь выбранному главе района, депутатскому корпусу создать комиссию, которая, не откладывая в долгий ящик, уже сейчас бы начала работу по подготовке проекта закона с поправками и вновь внесенными изменениями, которые успели бы войти в новую Программу переселения из ветхого и аварийного жилья, которая начнет действовать с 2019 года. Нужно постараться все дома Усть-Муи, Муи, Баргалино и Иракинды включить в новую Программу. Поскольку статус «аварийное жилье» относится только к многоквартирным домам, также нужно внести поправки и включить в закон и одноквартирные дома. Северобайкальский район уже над этим работает.

Ведь на всех перекрестках мы кричим, что все делается для людей и их блага, так давайте это докажем на деле.

Поделитесь своим мнением в соцсетях

Facebook
VK
Twitter
OK
Telegram