Он был настоящим лидером

К Баиру Балбарову у меня особое отношение. Это человек, который открыл мне двери в молодёжное движение на БАМе и в Республике Бурятия. Когда я первый раз с ним познакомился, то он моментально дал понять, что он свой парень, и мы с ним говорим на одном языке. Умел он располагать к себе аудиторию, говорил всегда громко, ярко, иногда властно, но по существу. Если критиковал кого-то на комсомольских и партийных собраниях, то доставалось всем, не взирая на должности и место работы, и нам это очень нравилось. Он был человеком прямым и открытым, принципиальным, а иногда и жестким для достижения тех задач, которые были поставлены штабом ЦК ВЛКСМ на Бурятском участке БАМа перед молодёжью. Он умело и грамотно организовывал социалистическое соревнование между комсомольско-молодёжными бригадами строителей, водителей, механизаторов, работниками рабочего снабжения, мостовиками и тоннельщиками. Был настоящим лидером, и молодёжь верила ему и шла за ним.

Для того, чтобы понять, как я пришёл в комсомол, надо немного окунуться в мои юные годы. Родился и вырос я в молодом, красивом городе Шелехове Иркутской области. Как все мои сверстники, в детстве активно занимался художественной самодеятельностью, до 6 класса пел в школьном хоре, читал стихи, был октябрёнком, пионером. Затем активная фаза — это спорт, я занимался спортивной гимнастикой, волейболом, баскетболом, настольным теннисом, тяжёлой атлетикой, шахматами, но предпочтение отдал футболу и хоккею с шайбой. (Кстати в 1991 году, выступая за сборную команду «Сибиряк» г.Северобайкальск по хоккею с шайбой, мы стали чемпионами Бурятской АССР). В комсомол меня «вступили» после окончания Иркутского лесотехнического техникума перед уходом в ряды Советской армии (там все были комсомольцы). После армии я приехал на БАМ, встал на учёт, работал в кузнице, затем водителем в комсомольско-молодёжной бригаде Василия Цивилёва, в бригаде были серьёзные парни старше меня, из 15 человек 3 коммуниста, 8 комсомольцев и только 4 беспартийных. Меня избрали групкомсоргом, и тут началась такая «движуха»! У нас был принят свой бригадный Устав, не без помощи начальника автобазы Кряжева Геннадия Васильевича, парторга автобазы Фёдорова Валерия Фёдоровича и, конечно, Баира Эрдынеевича Балбарова. Мы работали почти на всех строительных объектах от Усть-Кута до Сульбана, в Улан-Удэ, Иркутске и Ангарске, в «географию» объектов нашей бригады входили Байкальский ЦКК, порт Байкал в Култуке и Листвянке. Работали по новому методу бригадного подряда с МК-104 по доставке металлоконструкций и ЖБИ на строительство ЛЭП-220. Приходилось изучать экономику, повышать квалификацию, и почти на всех участках нас каким-то образом находил Баир Балбаров, заботился о нашем быте, вручал знаки ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки», узнавал о проблемах и мчался в вышестоящие органы их решать, совместно с трестом «Нижнеангарсктрансстрой» и автобазой подводил итоги работы и ставил новые задачи. В дальнейшем знаки ЦК ВЛКСМ сыграли значительную роль в получении медалей и орденов за строительство БАМа. Для некоторых руководителей Баир Эрдынеевич был очень «неудобен» — он для нашего брата требовал места в детские садики, комнаты в малосемейном общежитии, выделение квартир в щитовых домах 161 серии, — и у него это получалось.

В 1981 году меня избрали секретарём комсомола автобазы треста «НАТС», и опять же не без участия Баира Эрдынеевича. Из вышеизложенного понятно, что опыта ведения комсомольской работы у меня было ноль, я даже Устав ВЛКСМ не знал. И вот как Балбаров проводил для меня «курс молодого бойца». Мне выделили место в кабинете председателя профкома, численность комсомольцев, стоящих на учете, была около 60 человек, хотя в центральной базе Северобайкальска работало около 800 человек, общая численность на тот период была 1620 человек, 12 автоколонн, в 8 поселках на протяжении 420 км. Баир Эрдынеевич пришёл в автобазу и предложил мне зайти с ним к нашему начальнику, я ему ответил, что руководство занято, неудобно, надо подождать. На что он мне сказал, что секретарь молодёжной организации должен ногой открывать двери в кабинет начальника. Я думал, что он образно про «ногой», но когда вошли в приёмную, он спросил у секретаря: «У себя?», та ответила: «Да, но занят». Баир резко толкает дверь, входит в кабинет, я вхожу неуклюже за ним. Там идёт рабочая планёрка, и Баир говорит, обращаясь ко мне: «Вот так ты должен входить к своему руководителю, ты их будущее». Начальник автобазы встал из-за стола, извинился и отпустил присутствующих, с улыбкой подошёл к Баиру, пожал ему руку, пригласил нас к столу. Мы обсуждали, как поставить на учёт в комсомол «подпольщиков», для этого шеф дал негласный приказ-приём на работу в автобазу проводить только через комсомол, только после моей визы на заявлении люди шли в отдел кадров. Таким образом я сформировал пакет данных на каждого, кто танцует, поёт, каким видом спорта занимается. Мы создали свой ВИА, спортивные команды по футболу, хоккею, волейболу, зимним видам спорта. Мне порекомендовали в комитет комсомола ввести своих товарищей, спортсменов, что я и сделал. Как говорил Балбаров, надо прошерстить всю автобазу, молодёжь поставить на учёт и привлечь их к активной общественной работе, ведь стройка БАМ-комсомольская.

В своей книге «Магистраль нашей молодости», описывая мою деятельность, он пишет, что я иногда мог просто «поучить пацанов». И это не просто слова, это так и было, мы распределили между членами комитета ВЛКСМ автобазы ту работающую молодежь, которая по каким-то причинам не встала на учёт и начали с ними работать. Кто-то сразу ко мне прибегал, а тем, кто проявлял нежелание, объясняли чисто по-мужски, и большая часть с пониманием приходила ко мне. Через полгода на учёте стояло более 200 членов ВЛКСМ, молодёжная организация автобазы стала занимать лидирующие позиции на БАМе и в Бурятии. В 1984 году меня избрали секретарём объединённого комитета ВЛКСМ треста «Нижнеангарсктрансстрой» с правами райкома (1500 членов ВЛКСМ), в этом же году я стал членом областного комитета ВЛКСМ Бурятской АССР. За время совместной работы с Баиром Эрдынеевичем мы больше половины работников автобазы наградили знаками ЦК комсомола, ценными подарками, грамотами Штаба ЦК ВЛКСМ на Бурятском участке БАМа, выдвинули на правительственные награды. Три человека, занимающие руководящие посты в автобазе, были понижены в должности за равнодушное и беспечное отношение к молодёжи и комсомолу.

Книга Балбарова «Магистраль нашей молодости» для меня энциклопедия строительства железных дорог и молодежного движения в СССР. В ней так много полезной исторической информации, есть моменты, о которых знал только узкий круг людей, кого-то данная информация удивляет, а кого-то и огорчает. В целом эта книга очень честная и правдивая, в ней описан характер и образ лидеров самой грандиозной стройки ХХ века – Байкало-Амурской магистрали. Сегодня, являясь председателем РОО «Ветераны строительства Бурятского участка БАМ», которая насчитывает в своих рядах более 2500 человек от г.Северобайкальск до п.Таксимо, мы продолжаем те традиции, которые заложил Баир Эрдынеевич Балбаров, используем информацию данной книги при встрече с молодёжью в школах и на разных молодёжных площадках.

Поделитесь своим мнением в соцсетях

Facebook
VK
Twitter
OK
Telegram