Баир Балбаров: «Я горжусь, что вхожу в бамовский клан»

С Баиром Балбаровым меня познакомил где-то осенью 1979 года Саша Халтуев, мой земляк с села Хандала Кабанского района, приехавший на БАМ в СМП-581 по комсомольской путевке. Саша сопровождал Баира во время его знакомства с автобазой «Бамтоннельстрой» и представил нас друг другу: меня как бригадира лучшей комсомольско-молодежной бригады, а его как начальника Штаба ЦК ВЛКСМ на Бурятском участке БАМ. Если честно, я совершенно не разбирался в иерархии комсомольских чинов, и звание начальника Штаба мне ни о чем не говорило. Но мне он сразу понравился: приветливый, общительный, с ходу начал расспрашивать про дела в автобазе, в бригаде, о наших проблемах. Причем я сразу понял, что этот разговор не из праздного интереса. Он очень быстро отделил действительно важное от пустого. Особенно его интересовала организация социалистического соревнования среди бригад.

Год 1979 был очень напряженным для бензовозчиков, плечо доставки ГСМ было от Усть-Кута до Северомуйска. Строились тоннели, поселки тоннельщиков отапливались «лоусами» на солярке, ГСМ хронически не хватало. Бывало так, что только приедешь с рейса, ложишься спать, а за тобой уже едет «уазик» с просьбой срочно выезжать, поэтому мы в бригаде искали пути, чтоб поднять тоннаж «Уралов», начали придумывать самодельные прицепы, используя рамы и бочки от списанных машин, а чтоб увеличить мощность двигателей, меняли карбюраторные двигатели на дизельные мазовские. Обо всем этом я рассказал Баиру, он же кратко — о своих полномочиях, предложил свою помощь.
Не раз мы встречались с Баиром на разбитых, слякотных бамовских дорогах, когда он на попутках или на своем латаном-перелатаном штабном «уазике» добирался до очередного поселка. И от этой мимолетной встречи, нескольких приветственных слов становилось тепло на душе. Была и гордость оттого, что среди организаторов строительства Байкало-Амурской магистрали есть наш бурятский парень, прошедший бесценную школу бурятского обкома ВЛКСМ и теперь здесь с достоинством и умением показывающий свои недюжинные организаторские способности, направляя энергию и энтузиазм молодых лидеров стройки в нужное русло.

Мы, дальнерейсовики, редко бывали дома, поэтому нечасто попадали на очередную комсомольскую конференцию или слет молодых передовиков. Тем ценнее были эти редкие встречи. Баир вместе с нами искренне радовался нашим успехам. Может быть, потому, что в нашей комсомольско-молодежной бригаде было много ребят из Бурятии. Групкомсоргом был Баир Батуев из Аргады Курумканского района, отлично работали Василий Мищенин из Кабанского района, Алексей Димов из Улан-Удэ, Алексей Комарицин из Северобайкальского района. Баир Эрдынеевич с гордостью, по-родственному вручал нам вымпелы Штаба ЦК ВЛКСМ, почетные грамоты за наши победы в социалистических соревнованиях, многие водители из нашей бригады были награждены почетными знаками ЦК ВЛКСМ.

Тогда, в суматохе бамовских будней не было времени посидеть за накрытым столом, не спеша поговорить о том о сем. Поэтому я искренне обрадовался при встрече с Баиром в двухтысячные годы в городе Улан-Удэ, когда он пригласил нас с женой Людмилой к себе в гости. До сих пор мы вспоминаем тот неповторимый вечер, когда сидели за шикарно накрытым столом вместе с Баиром и его женой Светланой, он рассказывал нам о книге, которую начал писать о БАМе. Объем информации, который был в его светлой голове, просто шокировал. Мы говорили о наших общих друзьях, о проблемах БАМа, о том, что такие организации, как УС «Бамтоннельстрой», построив тоннели, переехали в другие регионы строить тоннели и метрополитены, бросив в щитовых домах и балках сотни семей тоннелестроителей, работников УПТК, УМ, двух автобаз, проработавших в БТС по 10-20 лет и отдавших все свои силы и здоровье строительству шести тоннелей. Говорили о том, как сплоховала Бурятия, не добившаяся во времена огромных бамовских инвестиций строительства постоянной автомобильной дороги «Тазы – Уоян», которая очень нужна для развития республики. Баир Эрдынеевич с сожалением рассуждал, что республика, вложив в строительство Бурятского участка БАМ огромные трудовые ресурсы, не смогла вырастить своего Героя Социалистического труда, мало награжденных орденами и медалями, хотя наши земляки на БАМе работали так, что брала гордость за их доблестный труд.

Мы очень ждали выхода книги. Но даже зная, что будущая книга будет очень интересна всем бамовцам, я не предполагал, что это будет энциклопедия строительства Бурятского участка Байкало-Амурской магистрали. Это книга, которой цены нет. И с годами, особенно в связи с наступающим 50-летием БАМа, мы все это очень хорошо понимаем.
Сейчас, когда Баира Эрдынеевича Балбарова нет с нами, с болью воспринимаются его слова в заключении книги «Магистраль нашей молодости»: «Я хочу попросить, мои друзья, строители БАМа, продолжайте идти вперед во имя новой РОССИИ! Бамовцы – достойный уважения народ. Кто не выдерживает жестокого ритма окружающего мира, отдохните и вновь боритесь, не сдавайтесь так легко! Еще не вечер! Мы нужны обществу, нашим детям и внукам! Не сдавайтесь, друзья!»

Поделитесь своим мнением в соцсетях

Facebook
VK
Twitter
OK
Telegram