Вклад Бурятии в стройку века

Y «БАМ – дорога дружбы,
самоотверженного труда
и помощи сказочно
богатому Прибайкалью»
Анатолий Клева
Северобайкальск – любимый город для всех, кто его строил. Приехав когда-то на строительство Байкало-Амурской магистрали молодыми, полными сил и задора, мы остались здесь в этом чудном краю, посчитав, что другого нам и не надо, здесь родились наши дети и внуки, и так же, как мы, полюбили эту землю и Байкал.
В следующем 2024 году исполнится 50 лет с начала строительства БАМа. Наступило время взглянуть на прошедшую жизнь и оценить все, что произошло с нами за 50 лет…
Известие о строительстве Байкало-Амурской магистрали на севере Бурятии было воспринято жителями республики с энтузиазмом. Обком компартии и правительство Бурятии возлагали большие надежды в связи с этим на ускоренное развитие. Ведь к 1974 году в республике уже были две всесоюзные комсомольские ударные стройки: Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат, который первую продукцию получил в 1973 году, и Гусиноозерская ГРЭС, введенная в эксплуатацию в 1976 году. Всесоюзные ударные стройки – это и солидные инвестиции, и молодые кадры со всей страны.
Строительство Байкало-Амурской магистрали – это шанс развить Северобайкальский и Баунтовский районы с низкой плотностью населения, охотничье-промысловым хозяйством. К началу строительства на севере Байкала было всего 8 километров проселочной дороги и десятки верст оленьих троп.
Из выступления 1 секретаря Бурятского обкома КПСС А.У. Модогоева 22 октября 1974 года: «На пути трассы – семь горных хребтов большой высоты, множество стремительных рек, непроходимые болота и топи, районы вечной мерзлоты, зона высокой сейсмичности, определяемая 7-9 баллами. Не было еще в мире такой сложной железнодорожной трассы. И в этих условиях предстоит проложить более чем трехтысячную магистраль всего лишь за 9 лет».
Бурятия – организация помощи в доставке
грузов на БАМ
С 1 апреля 1974 года в Улан-Удэ стали съезжаться метростроевцы и строители подземных стратегических объектов, посланцы Харькова, Москвы и Донбасса во вновь созданный тоннельный отряд №11. Совместно с руководством республики решаются вопросы перевозки людей и грузов на север. По весеннему льду Байкала часть тоннелестроителей пробивается на гусеничных геологических вездеходах в Нижнеангарск, чтобы начать вырубку просек и прокладку автодороги к будущему Байкальскому тоннелю.
На станции Таловка была построена огромная база, куда нескончаемым потоком со всей страны шли грузы, строительные материалы для БАМа, отсюда груз доставлялся на север республики наземным, водным и воздушным путями. Автомобильным транспортом груз перевозился в Курумканский район, в Улюнхан. 26 мая 1974 года первая группа тоннельщиков отправилась в Улюнхан, чтоб начать прокладывать автомобильную дорогу Тазы — Уоян. «В конце 1974 года группа во главе с главным инженером СМП-572 Б.Д. Федоровым вышла пробивать «пролаз» в горнотаежной глуши до села Уоян, где уже строилась грунтовая дорога Тазы — Уоян. Только в начале февраля 1975 года ценой неимоверных усилий они достигли пункта назначения» (из статьи «Строительство Бурятского участка БАМ», ч.1). Временную технологическую дорогу со стороны Нового Уояна поручили строить механизированным колоннам треста «Запбамстроймеханизация».
В дальнейшем по этой единственной круглогодичной дороге протяженностью 700 километров были перевезены самые тяжелые и габаритные грузы, экскаваторы, бульдозеры, буровые станки. В летнее время груз отправлялся по Байкалу сначала на судах Нижнеангарского рыбзавода и Восточно–Сибирского пароходства, затем на буксирах и баржах, ускоренными темпами построенных на Улан-Удэнском судостроительном заводе. С начала февраля до середины апреля очень плотно использовалась ледовая дорога по Байкалу. Основную задачу по доставке будущих строителей БАМа на север взял на себя коллектив Улан-Удэнского авиапредприятия. За 9 месяцев 1974 года из Улан-Удэ до Нижнеангарска было перевезено более 1 тысячи пассажиров.
Трудовая вахта молодежи Бурятии на БАМе
Молодежь Бурятии, так же как и вся молодежь страны, стремилась на БАМ, но формировать свой собственный комсомольский отряд на первых порах не разрешил Бурятский обком КПСС, побоявшийся усиленного оттока молодежи на север. Ответ был один: «местных на БАМ не берут».
Руководство республики, конечно, можно понять: катастрофически не хватало своих кадров. Начало 70-ых – это время нового индустриального прорыва Бурятии после 30-ых годов. Строились Гусинозерская ГРЭС, Улан-Удэнский домостроительный комбинат, «Бурятферммаш», «Электромашина», судостроительный завод, ЗММК, Забайкальский апатитовый комбинат на базе Ошурковского месторождения, Заиграевская бройлерная фабрика, Ново-Брянский ремонтно-механический завод. Не хватало работников и в сельском хозяйстве. Остро стоял вопрос о закреплении молодежи на селе, ведь в те годы на развитие животноводства, сельскохозяйственного производства выделялись огромные деньги, расширялись посевные поля, строились новые животноводческие комплексы.
Но новизна и значимость происходящего кружила головы, и окольными путями, самостоятельно, молодежь Бурятии ринулась на север. Баир Балбаров — бывший начальник штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе в своей книге «Магистраль нашей молодости» пишет: «Начало БАМа – время одиночек. Кто смог уговорить начальника, тот поступал на работу в бамовские подразделения. Кто не смог преодолеть препоны, тот возвращается домой не солоно хлебавши». И все же детальное изучение бамовских трудовых коллективов показало, что даже в первые годы больше 20% работающих на БАМе составляли жители Бурятии.
Несколько наших ребят работали на самом тяжелом ответственном участке – звеносборке. На станцию поступали отдельно рельсы, шпалы и крепления. Здесь они собирались в единое звено и направлялись на укладку бригаде Александра Бондаря. Бригадиром прославленной бригады звеносборки был наш земляк из г.Бабушкин Кабанского района Вячеслав Бритиков. Работа эта была очень тяжелой и вредной из-за того, что шпалы были обработаны креозотом, а креозот – это сильный яд и канцероген. Нагрузки были сверхпредельные. Каждый вечер после работы я видела этих ребят, так как весной 1980 года, приехав в Северобайкальск, ожидая место для работы в библиотеке, я несколько месяцев работала воспитателем в общежитиях СМП-581, где в то время жили ребята бригад А.Бондаря и В.Бритикова. Лето выдалось очень жаркое, пары креозота из свежих шпал обжигали всю дыхательную систему человека, кожа на теле воспалялась. Ребята приходили с работы угоревшие, уставшие, после целого дня работы пневмомолотками, кувалдами, забивая костыли рельсошпальной решетки, и мне, если честно, даже неловко было ходить по общежитиям, приглашать ребят в кино, на концерты, на спортивные мероприятия, проводимые в СМП, но молодость брала свое и, чуть отдохнув, они начинали собираться в клуб или на спортивные соревнования. Из книги Б.Балбарова: «Бригада Бритикова стремилась к тому, чтобы рельсошпальную решетку готовили только с высоким качеством. Поэтому к бригаде Бритикова никогда не было нареканий от бондаревцев». Из наших земляков на звеносборке хорошо показали себя два брата Бадмаевых Бимба и Доржо. В 1983 году в помощь бригаде были направлены 20 бойцов из бурятского отряда «Комсомолец Бурятии», которые также хорошо отработали на этой неимоверно тяжелой работе. 600 километров главного пути магистрали и 102 километра путей, уложенных на станциях и разъездах – таков вклад коллектива Северобайкальской звеносборочной базы в строительство БАМа.
Из восьми тоннелей на всем протяжении БАМа шесть были на Бурятском участке и каждый тоннель со своими особенностями, своим характером. В УС «Бамтоннельстрой» проходчиками, лесорубами-плотниками, водителями большегрузных машин работало немало наших земляков, в основном с Баргузинского, Кабанского районов. Лучшими бригадирами комсомольско-молодежных бригад, чьи имена гремели на Бурятском участке БАМа, были: Валерий Прокушев – бригадир ТО-11, из Баргузина, первым получивший из тоннелестроителей звание лауреата премии Ленинского комсомола; Сергей Сониев и Юрий Димов – бригадиры бензовозчиков автобазы №1 и 2. Внесены в книгу Почета ТО-11 Анатолий Бирюков и Бадмажап Балданов, отлично работал Николай Добханов, проходчик из знаменитой бригады В.Толстоухова.
Первые группы из
Бурятии по комсомольским путевкам на БАМе
Спустя 3 года после начала строительства и долгих обсуждений в кабинетах обкома КПСС и обкома ВЛКСМ было решено, что комсомол Бурятии должен принять участие в строительстве БАМа. Из книги Балбарова: «Мы стали собирать небольшие группы и направлять в распоряжение треста «Нижнеангарсктрансстрой». 17 октября 1977 года из Улан-Удэ была направлена первая группа из 15 добровольцев с комсомольскими путевками в Новый Уоян. Командиром группы был избран Олег Балданов, группкомсоргом — Геннадий Лыткин. Через месяц направлена вторая группа из 7 добровольцев». Ребята успешно закрепились на БАМе. Первая группа была направлена в Новый Уоян в СМП-575. Их отправили на самый отдаленный участок на строительство гравийно-щебеночного карьера для тоннельщиков Северомуйска. Ребята в трескучие сорокаградусные морозы жили в палатках. «Настоящим первопроходцем считается лишь тот, кто перезимует на БАМе в армейской утепленной палатке» (из книги Б.Балбарова «Магистраль нашей молодости»). Бригада к весне 1978 года в основном произвела общестроительные работы на карьере, смонтировала и пустила в действие оборудование для производства гравия и щебня. Особо отличились Федор Намжилов, Георгий Москвитин, Олег Балданов, Георгий Баранников, Владимир Дамбаев.
В начале апреля 1978 года была отправлена третья группа в составе 16 человек в СМП-581. Ребята сполна оправдали доверие руководства, отпахав «Корчагинскую вахту» в составе комсомольско-молодежной бригады на монтаже водопропускных, дренажных труб для автодороги на Мысовых тоннелях и на обходном 15-километровом железнодорожном пути на Даване. Лучшими здесь были Гэндэнжап Гылыков и его два младших брата Ринчин и Найдан, Сергей Кузаков, Виктор Бобоев, Сергей Серебряков и другие.

Отряд «Комсомолец Бурятии»
В 1980 году областной комитет ВЛКСМ из 111 лучших молодых тружеников скомплектовал и направил на строительство крупной узловой станции Таксимо первый республиканский ударный комсомольский отряд «Комсомолец Бурятии», который составил костяк СМП-670. Командиром отряда был назначен Лев Бороев, комиссаром – Михаил Кокорин. Начали ребята с создания 4 комсомольско-молодежных бригад – плотников-лесорубов Михаила Кокорина, Льва Бороева, плотников Вячеслава Суманова, отделочниц Любови Тютюнник. Строили поселок, рубили просеку под будущую железнодорожную трассу, позже бригада балластировщиков Михаила Кокорина шла впереди путеукладчика, занимаясь балластировкой, рихтовкой и доводкой пути для технологического проезда составов. Они шли впереди бригады Бондаря вместе с мостостроителями, механизаторами, монтажниками водопропускных труб, за время работы достигли высшего профессионального мастерства и не давали бригаде путеукладчиков Бондаря «наступать себе на пятки».
Достойными представителями молодежи Бурятии на БАМе были Владимир Бальжинимаев, Леонид Власов и Сергей Халсаханов – монтеры пути из знаменитой бригады Александра Бондаря. Попали они в бригаду Бондаря не простым путем. Александр Бондарь, посланец 17 съезда комсомола, бригадир комсомольско-молодежной бригады монтеров пути, бригада которого в полном составе после западного участка пути прибыла на бурятский участок для укладки главного пути, ни за что не хотел брать наших бойцов в свою бригаду, несмотря на то, что объем работы в бригаде нарастал. Вопрос решился вышестоящим руководством и «бойцы отряда «Комсомолец Бурятии» Бальжинимаев, Власов и Халсаханов, отобранные из нескольких кандидатов, быстро выучились в бригаде забивать костыли, ворочать тяжелые рельсы ломом, вчетвером подгонять их на место ударами стального целовальника и стали настоящими монтерами пути» (Б.Балбаров «Магистраль нашей молодости»).
Очень хочется перечислить всех первопроходцев БАМа из Бурятии поименно, и о каждом из них сказать хотя бы пару добрых слов. Но это, к сожалению, невозможно. Наши земляки на БАМе – герои, которые не уронили чести, высоко пронесли эстафету трудовых подвигов жителей нашей республики.
«Заказам БАМа – зеленую дорогу»
БАМ строила вся страна. Бурятия с первого дня активно включилась в эту работу.
Улан-Удэнский судостроительный завод досрочно, в кратчайшие сроки построил 5 буксиров и 8 барж, которые в навигацию перевезли на БАМ передвижные электростанции, компрессоры, краны, сборные щитовые дома, землеройные машины, строительные грузы и горюче-смазочные материалы.
Две трети бамовских мостов были изготовлены на Улан-Удэнском заводе металлических мостовых конструкций. Для ЛВРЗ, авиационного, стекольного заводов Бурятии, Таловского завода ЖБК, Тимлюйского цемзавода, Тимлюйского завода асбоцемизделий, Улан-Удэнского отделения железной дороги все годы строительства БАМа основным девизом было «Заказам БАМа – зеленую дорогу». Сбоев в снабжении БАМа не было.
Объединение «Забайкаллес», все леспромхозы, лесоперевалочные базы производили шпалы для БАМа. Если в начале строительства были проблемы с поставкой шпал, со временем эта работа была отлажена, хотя странным было то, что изготовленные в Бурятии шпалы грузили в вагоны, отправляли через всю страну в Казахстан, где пропитав их креозотом, гнали обратно на БАМ.
Бурятия много сделала для организации торгового, медицинского, образовательного, культурно-массового обслуживания строителей БАМа. Лучшие высококвалифицированные кадры медиков, учителей, торговых работников, работников общественного питания, бытового обслуживания, культпросвет работников республики приехали на северный Байкал, чтоб помочь улучшить быт тружеников комсомольско-молодежной стройки.
Наука Бурятии в помощь БАМу
Научные и плановые учреждения Бурятии сразу взялись за разработку собственных проектов и планов интенсивного освоения отдаленных районов Бурятии. Среди основных месторождений к разработке предлагались разработка месторождений золота, нефрита, графита, асбеста на севере республики, месторождения полиметаллов Озерное, освоение Ошурковского месторождения фосфатного сырья.
Но, как пишет кандидат исторических наук Я.Кузнецова: «В конце 1980-х годов сокращение объемов инвестирования, а затем и его прекращение из Центра привело к снижению темпов хозяйственного, промышленного освоения северных районов республики… Таким образом, оказавшись в кризисной экономической ситуации и имея скромный бюджет, Бурятия была не в состоянии обеспечить в перспективе дальнейшее освоение и развитие своих северных территорий».
С тех пор прошло много лет, но до сих пор экономический потенциал Бурятского участка БАМа еще не раскрыт. Главная причина – медленное освоение прилегающих территорий.
Мощным импульсом к экономическому развитию севера республики по расчетам наших ученых может быть строительство железной дороги «Мозгон – Новый Уоян» или другой вариант «Новоильинск – Новый Уоян», которая соединит БАМ и Транссиб. Появление такой «перемычки» позволит приступить к масштабному промышленному освоению природных ресурсов на севере Бурятии.
Евгений Кислов, известный эксперт-геолог, считает, что для разработки северных месторождений актуально строительство как автодороги «Курумкан — Новый Уоян», так и железнодорожной ветки между БАМом и Транссибом. Причем в таком проекте были бы заинтересованы Иркутская область и Забайкальский край, так повысится доступность к Сухоложскому месторождению золота в Бодайбинском районе Иркутской области, и к Удоканскому месторождению меди в Забайкальском крае.
Кислов также отмечает: на севере Бурятии много ценных месторождений — качественное сырье для цемента под Таксимо, асбестовое месторождение Молодежное в Муйском районе, Мухайское месторождение нефелиновых сиенитов в Баунтовском районе, Холоднинское колчеданно-полиметаллическое месторождение, закрытое экологическим «лобби», другие залежи ценных ископаемых.
Со строительством автомобильной и железной дороги через Тазы — Уоян исполнится мечта многих бамовцев соединить БАМ с Бурятией, сделать Баргузинский и Курумканский районы основной продовольственной базой для БАМа, ведь 200 километров дороги Тазы — Уоян, куда было вложено 11 млн. советских рублей, были брошены на произвол судьбы и долгие годы после строительства БАМа все продукты питания мы получаем из Красноярска и Новосибирска.
Заключение
В заключение хочется привести слова Баира Балбарова: «Бамовцы — это особое племя первопроходцев, сильная каста. Я горжусь, что вхожу в бамовский клан. Пепел прошлого стучит в моем сердце… БАМ!». Да, бамовцы — особенные люди, которые в суровой, непроходимой тайге, в тяжелейших условиях, преодолевая неимоверные трудности смогли построить очень нужную стране новую железную дорогу, которая на 500 км короче Транссиба, имеет стратегическое преимущество перед Транссибом тем, что проходит в глубине страны, на расстоянии 700-1000 км от государственных границ, и также открывает путь к несметным богатствам природных ископаемых севера Бурятии. И в этом строю единомышленников, тружеников БАМа были не только наши земляки, строители Бурятии, но и те, кто, работая на заводах, промышленных предприятиях, в леспромхозах республики внесли значительный вклад в строительство Байкало-Амурской магистрали.

Поделитесь своим мнением в соцсетях

Facebook
VK
Twitter
OK
Telegram