1974 год. Хроника событий. Первые пикеты тоннельщиков

Почти полвека прошло с той поры, когда люди разных профессий, возрастов и национальностей, прибывшие со всех уголков нашей, тогда еще очень большой страны, высадились в суровом, малообжитом таежном крае на севере Бурятии. Занимая по протяженности всего лишь одну шестую часть магистрали, Бурятский участок БАМа по стоимости составил почти треть всех затрат на строительство магистрали.

Горные кручи, бурные реки, вечная мерзлота, непроходимые болота и мари – вот с чем пришлось столкнуться строителям магистрали.

А начнем мы нашу летопись с 4 февраля 1974 года.

Еще не было объявлено о будущей огромной стройке, еще не было ХVII съезда комсомола, еще не было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», но именно 4 февраля 1974 года приказом по Главтоннельметрострою был создан Тоннельный отряд № 11, основной задачей которого будет строительство тоннелей на Бурятском участке БАМ.

26 мая 1974 года: в Улан-Удэнском аэропорту состоялся митинг по случаю прибытия первых участников на трассу БАМ. Коллектив тоннельщиков возглавили: главный инженер ТО-11 — Д.Ф.Кострыкин, инженер ПТО – В.И.Журбин, опытные проходчики С.Ф. Голубичный и Ф.А.Мороз. Им предстоит организовать первый прорабский участок по перевозке грузов и доставке техники на створ будущей магистрали.

1 июня 1974 года: первому коллективу бамовцев Бурятского участка – тоннельному отряду № 11 – определены целевые задачи: строительство базового поселка в п.Нижнеангарск, дороги протяженностью 90 км до восточного портала Байкальского тоннеля и дороги Тазы – Уоян длиной 220 км. Реконструкция дороги Улан-Удэ – Усть-Баргузин – Тазы, строительство около 200 искусственных сооружений. Пройти просекой 340 км до Северомуйского хребта.

11 июля 1974 года: от пристани Нижнеангарск отошел катер БВТ-2 с баржей на буксире и взял курс на северный поселок Уоян. 196 тонн груза для тоннельщиков перевезла в ту навигацию команда капитана А.Н.Попова.

23 июля 1974 года: от пристани Нижнеанграск отошел рыбацкий мотобот. На борту его было семеро первопроходцев тоннельного отряда № 11: Фадбир Гафуров, Владимир Богачев, Владимир Гладков, Пурбо Ширапов, Юрий Бутаков, Владимир Афанасьев и Борис Абагаев. Им предстояло основать поселок тоннельщиков на мысе Курлы – «пионерку» будущего города Северобайкальск. Эти тоннельщики начнут строить первую улицу будущего города и дадут ей название – улица Первопроходцев.

26 июня 1974 года: на берегу озера Иркана близ поселка Кумора образован еще один самый дальний участок по строительству автодороги Усть-Баргузин – Тазы – Уоян. Возглавил его Борис Черфас.

22 августа 1974 года: вертолет Ми-8 высадил на Даване первый десант шестого строительного участка тоннельного отряда № 11. Их было тринадцать. Основной костяк – шахтеры из Новокузнецка.

10 сентября 1974 года: звено В.Чистякова начало рубку просеки под автодорогу Уоян – Кумора.

8 октября 1974 года: состоялось первое комсомольское собрание в тоннельном отряде № 11. Секретарем комсомольской организации избран Сергей Радчук.

30 ноября 1974 года: коллективом участка № 4 с 8 июля пройдено 70 км просеки, переработано более 25 тыс. куб.м грунта. Построен временный поселок на мысе Курлы.

29 октября 1974 года: родилась первая «бамовка»! У выпускников НИИЖТа Роберта и Хильды Дите появилась дочь, назвали ее Оксаной.

10 ноября 1974 года: День рождения треста «Нижнеангарсктрансстрой». Трест определен генподрядным для всего Бурятского участка БАМ.

14 декабря 1974 года: на мысе Курлы появилась первая улица — Первопроходцев, положившая начало городу Северобайкальску.

Почетное право заложить первые дома на этой улице получила бригада Евгения Безноскова из тоннельного отряда № 11.

Поделитесь своим мнением в соцсетях

Facebook
VK
Twitter
OK
Telegram