Максим Перфильев – Витим — Забайкалье

В 2024 году исполняется 385 лет начала освоения Забайкалья Максимом Перфильевым. Поскольку эта историческая дата касается и нас — жителей севера Бурятии, было решено достойно отметить предстоящее событие

В конце прошлого года в районной газете «Муйская новь» (в №50 от 23.12.2021г.) была опубликована статья, в продолжение научной работы Константинова М.В. и Константиновой Т.А. «Начало русского освоения Забайкалья» (Известия Иркутского государственного университета. 2015. Т. 11. Серия «История».) То, что освоение русскими Забайкалья началось с севера, и первое зимовье Максима Перфильева было поставлено в 1639 г. в устье реки Котомары (из других источников Кутомалы), впадающей в Витим, неоспоримый факт. В письме царю Михаилу Федоровичу Романову указывалось конкретное место, где произошло это событие:

«…ходил де, государь, он Максимко с Лены из Олекомского острожку для поиску и проведыванья новых землиц неясачных людей, вверх по Витиму реке, а служивых де людей и промышленых было с ним Максимком 36 человек; и за болшим де, государь, Витимским порогом, на усть Муи реки, поимал он Максимко в аманаты Шеленские волости Тунгуса Комбойка, а тое де, государь, Шелегинские волости Тунгусов Комбойка да Шепчеги стовариши человек их с 70 и болши…». (Отписка ленских воевод Петра Головина и Матвея Глебова о прииске служилыми людьми новых земель по рекам Витиму, Цыпирю и проч. и о слухах про инородцев, обитающих по Шилке на границе Китайского государства. https://sibrelic.ucoz.ru). Поскольку географические названия рек (Муя, Витим) знакомы нам не только по карте, появилось огромное желание найти это место! Поддержали отзывы читателей сайта газеты «Муйская новь». «Очень интересно! Прочла, кажется, на одном дыхании, но перечитывала каждый абзац и не единожды, наслаждаясь прочитанным, но скорее стараясь запомнить близко к тексту». Спасибо за память о легендарном первопроходце Максиме Перфильеве — достойное изложение его похода по могучему Витиму до недоступной Цыпы к замечательной дате 385-летия, рядом с которой меркнут юбилеи району и БАМу.»(Натали Катникова).

Осталось дело за малым — найти загадочную Котомару-Кутомалу. Не буду повторяться, как «нашлась» эта река (см. ст. «Язык и до Кутомалы доведет» в №50 «МН» от 23.12.2021г.). Наше открытие также поддержал читатель Владимир Исаев. Вот его комментарий (от 11.01.2022): «Около года назад исследовательница бодайбинской истории Л.И. Цюрина, разбирая материалы о походе Максима Перфильева, задала мне тот же самый вопрос: «Есть ли у Витима приток Кутомала: там Перфильев останавливался на зимовку». Сходу ответил ей то же самое: такого притока нет, но есть недалеко от устья Куанды приток Куда Малая — скорее всего, это название трансформировалось русскими картографами из Кутомалы, тем более что Куды Большой там почему-то нет. Словом, полностью согласен с авторами материала: отряд Перфильева, измученный подъёмом вверх по течению Витима и обносом двух самых мощных его порогов (Делюн-Уранского и Парамского), вполне мог зазимовать в районе устья Куанды (Конды) или Куды Малой».

Комментарий Валерия (от 10.02.2022) в дальнейшем полностью подтвердился во время экспедиции на Витим. «Как было выяснено ранее, отряд Перфильева, пройдя Парамский (Большой порог) по р.Витим, остановился на зимовку в 1639 г. в устье реки Кудомала. По указанному в старых документах расположению это соответствует устье р.Куанда (Конда). На современной карте, выпуска 1986г., есть река Куда-Малая, впадающая в р.Куанда примерно в 40 км от устья Куанды. В месте впадения реки Куда-Малая и Куанда имеют примерно одинаковые параметры. В то время картографов не было и которую из двух рек признать главной, решали местные аборигены. В то время они определили главной Куду-Малую и отсюда идёт нестыковка. В наше время картографы по своим параметрам определили главной р.Куанду. Кстати, в своё время, проходя от истоков р.Муи, мы поразились в верховьях размерам её правого притока Укуолкита, который был длиннее Муи и намного многовод-нее. Но название реки картографы утвердили как река Муя. Так что отряд Перфильева остановился в устье теперешней р.Куанда, не поднимался же он до Куды-Малой 40 км. по Куанде. Теперь о конкретном месте выбора лагеря…Для лагеря нужен лес, хороший лес. Полагаю, строился один большой дом, примерно 12х12м. Баню строили отдельно. Жили все в одном доме, в нём же готовились зимой к дальнейшему плаванию (ремонтировали или строили лодки, ремонт инвентаря и пр.). Я прикинул, что им на зимовку одних сухих дров надо было более 200 куб. м. За километры их таскать не будешь. А здесь сухостой можно было навалить по берегам Куанды выше и сплавить по реке к лагерю. Также и деловой лес. Вызывает вопрос, как они отапливались. Топить по-чёрному, как в чуме – не дай Бог. Я ночевал в таком чуме, это готовые проблемы, тянет через специальные дыры в стенах холодный воздух со свистом. Металлическую большую печь с трубой они с собой вряд ли таскали, тогда их просто не было. Остаётся вариант сложить печь-каменку вместе с дымоходом на глине… Как итог, для лагеря нужен был хороший лес, наличие камня и глины. Хотя последние также можно было сплавить по реке, если близко. Дополнительно определялись с подходящими местами для ловли рыбы зимой для пропитания…».

Основную задачу своей предстоящей экспедиции группа таксимовских энтузиастов определила единодушно — установить православный крест на предполагаемом месте зимовки отряда Максима Перфильева. В целях финансового обеспечения похода началась подготовка к участию в конкурсе социальных проектов, организованном золотодобывающим предприятием «Ирокинда», входящим в состав международной компании Nordgold.

«Зимовье Кутомалы-начало освоения Забайкалья» — так называется проект, победивший в конкурсе, организатором которого является золотодобывающее предприятие «Ирокинда» компании Nordgold.

Участникам проекта и предстоящей экспедиции нужно было найти место зимовки первого в Забайкалье временного острога первопроходца Максима Перфильева, установив на этом месте православный крест и памятный знак.

Подготовка к водному ходу началась на суше. Необходимо было тщательно осмотреть мотокатамаран. Приобретенный администрацией района в рамках муниципальной программы развития туризма катамаран, в основном, используется как транспортное средство для ревизии термальных источников р. Муя (Муйский, Толмачевский). Эти дикие источники, так же как и Ангаракан-Сартинский на р. Верхняя Ангара, к сожалению, до сих пор не благоустроены для оздоровительного туризма. Шестиместный катамаран, пожалуй, единственное плавсредство, подходящее для транспортировки четырехметрового металлического креста. Но его еще предстояло изготовить. За дело взялись участники проекта Валерий Мартынюк и Григорий Скороход. Пропорции креста определили из принципа золотого сечения. Главная нагрузка легла на Григория, специалиста по металлу. Крест был сварен из трубы диаметром 76 мм, добавлены декоративные элементы, информационная табличка. Заказать профессионально выполненную гравировку к началу походу уже не успевали. На помощь пришла Татьяна Скороход. Она вполне успешно справилась с этим заданием, выполнив надпись на листе  из дюраля, который прикрепили к пластинке из нержавейки, затем приварив ее к кресту.

На фото: Григорий Скороход

В день отплытия нужно было выполнить особую миссию — освятить православный крест! Чин освящения новосооруженного Креста совершил настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы п.Таксимо иерей Николай. Таинство проходило на живописном берегу Муи. Так, красиво, свято и торжественно начался водный поход. Мобильная группа из четырех человек отправилась в это путешествие с особым настроением, основанном на осознании причастности к событию почти четырехвековой давности, происходящему на земле, ставшей нам родной. В богатейшей истории Муйской долины обозначилась еще одна неизвестная, близкая нам во всех отношениях тема — открытие и освоение Забайкалья!

На фото: Валерий Мартынюк

Надо отметить, что водный маршрут из Таксимо к устью Муи на катамаране мы проходили уже не первый раз. На этом участке, особенно в мелководье, не расслабишься — того и гляди сядешь на мель! На этот раз, с благословеньем отца Николая, до Усть-Муи дошли без приключений, за три часа, с небольшими остановками. Шли на моторе, веслами только отгребались от песчаного дна, когда не успевали отвернуть от мели. Особого беспокойства не было, уже который раз нашим судоводителем, рулевым и штурманом, пользующимся неограниченным доверием, команды был Анатолий Гончаров. На Витим вышли уже вечером. Место слияния двух рек — особый эмоциональный момент для путешественников. Сразу заметно: вот тихая светлая Муя, а здесь, почти черной водой, проходит граница Витима. Его суровая красота захватывает и безоговорочно подчиняет. Мощь и простор угрюмой реки в полной мере ощущается в ненастье. В солнечное безветрие, когда лодка скользит по упавшим в воду облакам, Витим дарит совсем другое настроение — покой и безмятежность…

На фото: Анатолий Гончаров

Плыть посередине реки или вдоль берега? Очертания берегов на глазах размываются густыми сумерками. Ветер резко усилился, превратив моросящий дождь в хлесткий и холодный. В надвигающейся темноте важно не пропустить первый ориентир — устье Койры, а главное — устье Куанды. Витим бушует и буквально захлестывает волнами катамаран. Решаем идти ближе к правобережью. Хотя это тоже небезопасно, в темноте можно наткнуться на торчащее из воды бревно или сесть на песчаную мель. Проскочив устье Куанды, уже в темноте, находим ее старое русло. Но свернуть к нему было просто нереально — сплошной песок. Опасаясь застрять, возвращаемся назад к устью, чтобы разбить лагерь и поужинать.
Утро порадовало хорошей погодой. Решили еще раз осмотреть местность, чтобы найти предполагаемую стоянку отряда Перфильева. Небольшое расстояние от нынешнего устья Куанды до береговой зоны поселка Неляты, также расположенного на правом берегу Витима, осмотрели внимательно и предвзято.

Сюда, вверх по Витиму, пришел енисейский казак Максим Перфильев с 13-ю служилыми и 23-мя промышленными людьми, которые присоединились в дороге добровольно, имея свои интересы — соболь «с пупки и с хвосты». Отряд вышел из Олекминского острога весной 1639 г. (7147г.) для «проведыванья новых землиц неясачных людей». Шли на стругах, тащили их местами волоком по берегу, «… и за болшим де, государь, Витимским порогом, на усть Муи: реки, поимал он Максимко в аманаты Шеленские волости Тунгуса Комбойка, а тое де, государь, Шелегинские волости Тунгусов Комбойка да Шепчеги стовариши человек их с 70 и болши, а ясаку де с них взял он Максимко, на прошлой на 148 год, 74 соболя с пупки и с хвосты. А аманат де, государь, Комбойко Пекиевых и иные Тунгусы в роспросе ему Максимке сказывали: что живет де, государь, вверх по Витиму реке Даурской князец именем Ботога с товарыщи, а ходу де, государь, до того князца Ботоги от усть Котомары реки водяным путем по Витиму реке месяц…» (из Отписки ленских воевод Петра Головина и Матвея Глебова о прииске служилыми людьми новых земель по рекам Витиму, Цыпирю и проч. и о слухах про инородцев, обитающих по Шилке на границе Китайского государства).

Не буду повторяться, как мы «нашли» Котомару реку (по другим источникам Кутомала). Подробно об этом читайте в «Муйской нови» от 23.12.2021г., от 08.09. 2022 и (или) на сайте газеты www.muyka.ru. Река Куанда имеет приток Куду-Малую. Это горная речка с каменистым дном, имеющая даже в нижнем течении большую скорость. За три с лишним столетия Котомара стала Куда-Малой, да к тому же притоком. Поэтому территориально местом зимовки первопроходцев могло быть только устье нынешней р. Куанда, впадающей в Витим. Но подходящего для этого места здесь не оказалось: вокруг болотистые, затопляемые места.

«Ясачное зимовье — это очень маленькое укрепленное поселение с парой изб и частоколом, в котором живет небольшой отряд казаков во главе с приказным человеком, который этим зимовьем заправляет, и туда раз в году съезжа­ются плательщики ясака — пушного налога, то есть налога собольими шкурками…). https://arzamas.academy/materials/2162. Избы, построенные здесь, на берегу Витима, предназначались не только для зимовки отряда, рядом, в устье Муи, находились эвенки, с которых и был собран первый ясак. Значит, в непосредственной близости должен быть строительный лес. И этим местом вполне могли оказаться Неляты. Вполне вероятно, что ясачные зимовья Перфильева простояли не один год.

Спустя десятилетие казаки под начальством Якова Похабова вновь отправились в верховье Витима для сбора ясака. На реке Муе они застали ленских промышленников, «которые присвоили себе право собирать ясак и держать аманатов; при этом промышленники выказали такую уверенность в своей безнаказанности, что Похабову пришлось силой отобрать у них ясак и аманатов». (Владимир Андриевич. Краткий очерк истории Забайкалья. От древних времен до 1762 г.). То есть ясачное зимовьё могло сохраниться спустя десятилетие. Это обстоятельство вселяло надежду отыскать хоть какие-то следы лагеря казаков. Но на месте это оказалось абсолютно нереальным, за несколько столетий здесь даже реки поменяли свои русла и названия!

Наши предположения подтвердили местные жители. Куандинские рыбаки, бывшие жители Нелят, рассказали, что река действительно впадала в Витим сразу за «трёхгоркой». Так местные называют холмистый берег Витима, с которого начинается поселок на читинской стороне. Именно там, на трёхгорке, мы и решили ставить крест. Предстояло самое трудное — поднять его наверх, а еще цемент и воду. Склон оказался крутым и высоким. Осилить это испытание, по разным причинам, смогли лишь двое, всё те же Григорий и Валерий! На одном из небольших уступов первой горки и начали копать. В пластиковую ёмкость, которую мы предусмотрительно захватили с собой, засыпали песок и мешок цемента, тщательно перемешав в витимской воде. Ставить крест где-нибудь в низине не имело смысла — его должны видеть все, кто идет, едет, плывёт по Витиму!

К православному кресту на берегу Витима, установленному в месте старого русла реки Куанда, в следующую экспедицию мы собираемся установить информационный щит с фотографией памятника Максиму Перфильеву и надписью: «Путник! Склони голову перед великими деяниями первопроходцев. Здесь, в 1639 году стрелецкий сотник Максим

Перфильев с 36-ю казаками построили первое русское зимовьё на Витиме. С этого места началось освоение Забайкалья!»

Поделитесь своим мнением в соцсетях

Facebook
VK
Twitter
OK
Telegram