Истоки Надежды

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей отрывок из сборника произведений (проза и стихи) Антонины Максимовой «Пространство Надежды», вышедшего в свет в 2021 году – первая глава ее книги посвящена воспоминаниям о Таксимо и А.А. Мезенцеве.

Есть на земле такие места, откуда очень трудно уезжать. Вроде бы ничего особенного: горы, речка, лес … но место тебя отпускает с трудом.

Со мной это было. На севере Бурятии есть такая долина — Муйская. Там особый климатический район: зимой морозы держатся на уровне -55, -57 градусов по Цельсию неделями, летом жара до +45. Лето удивительное — рано утром, с рассветом пройдет дождь, щедро поливая землю, а затем как ни в чем не бывало выглянет солнышко, и ну жарить весь день! Поэтому там зреют в открытом грунте помидоры, растут арбузы, созревают баклажаны.

Лес радует обилием ягод, грибов. А на лугах — высокие, сочные травы.

До начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в Муйской долине было 3-4 населенных пункта, где проживало немного жителей. По проекту строительства БАМа через Муйскую долину проходила магистраль, и планировалось строительство станции Таксимо. У жителей Муйской долины появилась надежда на лучшую жизнь. Железная дорога — это: рабочие места, новый поселок, станция, школа, больница — словом, новая жизнь!

Строительством магистрали занимался генподрядный строительный трест «Нижнеангарсктрансстрой».

В 1980 году перед трестом «Нижнеангарсктрансстрой» встала задача создания нового строительно-монтажного поезда в Таксимо. Будущая станция была самой отдаленной от треста на Бурятском участке БАМа. После рассмотренных кандидатур начальником СМП-670 становится Александр Александрович Мезенцев (в народе известный как Сан Саныч.) Он начинает работу с нуля. Первый десант в тайгу совершают его товарищи по работе в Золотинке и Кичере. Нескольких специалистов-строителей Сан Саныч пригласил с собой на новое место. Среди них — Михаил Железовский и Валерий Самонов. Одной из трудных задач было подобрать штат руководителей среднего звена, работников администрации поезда. И это ему удалось. Во-первых, Мезенцева уже знали бамовцы по деловым качествам, во-вторых, витимские просторы манили к себе новизной.

Вначале нужно было построить, как и повсеместно на БАМе, временный поселок строителей. Стремление Мезенцева строить только благоустроенное жилье нашло поддержку у рабочих. Хотя СМП-670 только формировался, в нем царили дух коллективизма, энтузиазм и одержимость в работе.

В этот год Бурятский ОК ВЛКСМ направляет на строительство Бурятского участка БАМа отряд «Комсомолец Бурятии».

— Мы построим здесь пространство мечты, пространство Надежды, сотворим поселок, в котором будет радостно и гармонично жить строителям и их детям, — провозгласил Сан Саныч.

Будучи романтиком в душе, он верил в свою мечту, хотя реальная жизнь диктовала иной подход.

Не сразу, а постепенно Мезенцев находил общий язык с бойцами отряда. Это были люди местные, в своем большинстве — буряты. Отряд был сплоченный, много времени они уделяли своим отрядовским мероприятиям. Нужно было перенаправить энергию ребят на строительство объектов первой необходимости — общежитий, столовой, школы. Получив доверие отряда, Мезенцев выиграл, отрядовцы отвечали ударным трудом и никогда не подводили руководство поезда. Со своей стороны Мезенцев был близок к бойцам тем, что любил спорт и поддерживал спортсменов. В Таксимо в то время был построен стадион, единственный на БАМе, с травяным покрытием футбольного поля. Было начато строительство спортивного зала, но не было отделочных материалов для окончания работ. Словом, старт для СМП-670 был удачным.

Каким человеком запомнился мне Сан Саныч?

Энергичный, грамотный, квалифицированный инженер, ответственный и порядочный руководитель. Он умело заботился о людях, знал, чем они живут, был прост и доступен. Молодежь считала его старшим братом, недаром, на одном из комсомольских собраний ему присвоили звание «Почетный боец отряда Комсомолец Бурятии».

В условиях таёжной стройки, когда строители поселка оторваны от социальных служб, руководитель строитель-ной организации был для жителей всем: судьей и адвокатом, воспитателем, наставником, а порой и отцом. Этим качествам Сан Саныч отвечал. Он был вдумчивым, тактичным в разговорах, всегда был готов прийти на помощь.

Жизнь распорядилась таким образом, что на какое-то время Мезенцеву нужно было уехать из Таксимо. Он работал на станции Новая Чара, но в стране наступили перемены, строительство БАМа почти не финансировалось, трест «Бамстройпуть», где он работал, закрыли.

И Мезенцев возвращается в Таксимо. Зная характер, деловые качества и опыт работы руководителем, люди оказывают ему доверие, избирая главой администрации Муйского района. В этой должности он работал, с перерывами, шесть лет: 1992-1998 гг. Но и здесь жить и работать было непросто. Финансирование строительства БАМа, а район — это бамовские станции, уменьшилось, а потом и вовсе прекратилось. Люди остались без работы, без средств существования. Стоимость жизненно важных продуктов росла, люди бедствовали. А это — тысячи людей, тех, с кем он начинал строить Таксимо. Открытый, доверчивый, принимающий близко к сердцу людские страдания, Мезенцев А. А. ничем не мог помочь людям. Он не умел ловчить, обманывать, давать обещания и не делать. Да и в решении административных вопросов не хватало опыта. Его сердце не выдержало, после очередного сердечного приступа он ушел из жизни. В последний путь Александра Александровича провожали многие жители Таксимо, его соратники по работе, друзья и отрядовцы комсомольско-молодежного отряда «Комсомолец Бурятии».

В истории строительства Байкало-Амурской магистрали он остался как один из руководителей строительно-монтажного поезда на Бурятском участке БАМа, первостроитель поселка Таксимо.

А Таксимо живет. Кто-то вернулся туда, откуда приехал, расставшись с поселком, где с мечтой прописалась надежда, кто-то остался, живет и работает, растит детей, пестует внуков.

Климат в Таксимо стал более мягким: и морозы менее жгучие, и летом воздух менее горячий. Многие жители, влюбившись в это место, остались навсегда. Пишут стихи, песни и исполняют их на концертах в местных клубах. Есть песня «Не отпускает Таксимо», по словам её прослеживается идея, которую озвучил первостроитель Мезенцев А. А. — создать пространство Надежды для поколений людей, приехавших осваивать север Бурятии.

Из сборника произведений Антонины Максимовой «Пространство Надежды»

Поделитесь своим мнением в соцсетях

Facebook
VK
Twitter
OK
Telegram