Люди – легенды Муйской долины: ТОМЧИК Антон Людвигович

От редакции: С этого номера мы начинаем публикацию краеведческого исследования Ольги Колесниковой «Люди-легенды Муйской долины» (выпуск №1 и №2). Напомним, брошюры были изданы в октябре-ноябре 2021 года Муйской городской библиотекой «Поселок Таксимо», получившей грантовую поддержку в конкурсе социальных проектов «Добывая лучшее будущее», организатором которого семь лет подряд выступает рудник «Ирокинда», входящий в состав международной компании Nordgold. Книги вышли ограниченным тиражом — по 150 экземпляров. Предлагаем нашей широкой читательской аудитории отдельные главы из этого документально-художественного произведения (публикуются в сокращении).

Личное имя: история и география

На вопрос об именных достопримечательностях Муйского района наверняка сразу вспомнятся Баранчеевское и Бурдуковское озера, поселок Толмачевск (Усть-Муя). Известны и другие именные и фамильные топонимы местности, в том числе Карагодинская россыпь на Парамском пороге, бывшее селение Спицыно и др. Таким образом, люди непроизвольно увековечили собственные имена.

Свою судьбоносную историю человек вершит сам, и, если потомки, спустя столетие, не забыли его имя, значит он — легендарная личность! Таких личностей в Муйской долине мало, отчасти потому, что не умеем хранить эту самую историю. Историю своего рода, селения, память о знаменательных событиях. Уничтожаем чудом дожившие до наших времен вековые строения, в том числе: каралонскую церковь на 300 чел., построенную Яковом Фризером, магазин в п. Муя, дом Антона Томчика.
В памяти муйчан имя купца Томчика сохранилось благодаря его старинной усадьбе в поселке Баргалино. А поселку тому, так же как и близлежащему п. Муя, пожалуй, уже века полтора будет.

Как известно, с 1851 г. до 1920 г. Бурятия входила в состав Забайкальской области. В 1870 году образовался новый Баргузинский округ, который в 1901г. был преобразован в уезд. Территория Баргузинского округа включала Баргузинский, Курумканский, Северо-Байкальский, Баунтовский эвенкийский и будущий Муйский районы современной Бурятии.

Дату образования селений Баргалино, Муя, Парама Баргузинского округа Забайкальского края мы уже не узнаем. Но точно известно, что появились эти поселки одновременно, еще до начала золотой лихорадки на Среднем Витиме, в 1870-ые…
… Уже с начала золотой лихорадки «Муйский поселок» был вполне самодостаточным. В апреле 1896 на Среднем Витиме появляется первый арендатор (прииск «Золотая Стрела») киренский купец Дмитрий Адрианович Комаров. В тот же год, 10 апреля, Комаров получает в аренду площадь, заявленную им под прииск Муйский. «…В долине Муи, на берегу безымянного озера, около Муйского поселка…Площадь эту Комаров занял с целью устроить там хозяйство…» (Баргузинская тайга по наблюдениям П.П. Кедрова. Томск. 1899)

Томчик и Баргалино

Баргалино — красивое звучное имя, наверняка эвенкийского происхождения: «баргу» — противоположный, баргаган- заречный житель. А, может, от «барга» — предсказание? (Бураева О.В. Сакральные места эвенков Баргузинской долины). Суффикс -лин означает «именованная», хорошо известная. (Мельников А.В. Топонимический словарь Амурской области. 2009).

В какой период у названия появилось окончание «о», если изначально — Баргалинский поселок, Баргалин?
«Обосновался купец в конце 19 века в местечке Баргалин у подножья лесистого косогора, недалеко от берега Витим, где был очень удобный причал для плотов, барок… Облюбовав это место, он начал строить свою усадьбу: высокий одноэтажный дом, склад, конюшню, домики для работяг. Затем распахал большую площадь низины, где выращивал много картофеля, китайской капусты, табака и пр. культуры…», — рассказывает бывший житель Муйской долины В.Д. Осипов-Тяжев. (Колесникова О. Баргалино:далекое и близкое// Муйская новь.2003.26 сентября)
По воспоминаниям других старожилов, первым арендатором этих мест был Катаев и баргалинскую усадьбу Томчик мог купить у него (Иван Макаевич Катаев, крестьянин Пермской губернии, промышлял в те времена в этих местах).
О самом Томчике мне впервые довелось услышать от муйских жителей, в процессе работы над документальными повестями «Вниз по Витиму» и «Поселенцы Муйской долины» (опубликованы в районной газете «Муйская новь»). Имени этого человека, постоянно проживающего в п. Баргалино примерно с конца 1890-х по 1930 годы, никто уже не помнил. В документах Государственного архива Республики Бурятия увидела его полное имя. В 1898 г. баргузинский купец второй гильдии Антон Людвигович Томчик просил об отводе двух земельных участков на Большом Орлове под прииск. В том же архивном фонде — информация о крестьянине Верхоленского округа Харитоне Степановиче Толмачеве, ходатайствующем об отводе земли под прииск по р. Витим (возможно, его имя связано с основанием Толмачевского взвоза, ныне п. Усть-Муя?).
Толмачев Никита Харитонович, 1892 г.р. (сын?-авт.), лоцман, один из первых покорителей Парамского порога при сплаве вручную на плотах. В 1950-х годах работал лоцманом мотокатера «Запорожец». Служил у Томчика помощником приказчика, сопровождая товар в Бодайбо. Осипов-Тяжев рассказал о встрече с Толмачевым, которая произошла в Баргалино в 1947 году. Тот поведал о событиях сорокалетней давности (1905-1907гг.?):

«…Им часто приходилось бывать с купеческим товаром в бодайбинских краях… В те времена через Парамский порог плоты пропускали без груза и людей, а потом ниже порога их ловили и причаливали к левому берегу. Некоторые плоты проходили через порог удачно и оставались невредимыми, а другие разбивались о камни и скалы. После этого их приходилось подолгу восстанавливать. Снятый с плота груз перевозили вьючно на лошадях и оленях…» (Осипов-Тяжев В. Первопроходцы Парамского порога//Муйская новь.2001.15 мая) Выходит, что активное освоение Порога началось в начале 1900-х., благодаря все тому же Томчику.

Осипов-Тяжев мог, в это время и в этом месте, встретиться с Карагодиным Ильей Андреевичем или Младенцевым Николаем Сергеевичем, которые в конце 40-х работали лоцманами в бодайбинской золотодобывающей компании «Лензолото». «Младенцевы долгое время жили в Баргалино, глава семьи родился в этих местах. Не мудрено, что он попал в кулаки — имелась собственная мельница. Жена Нюра работала прислугой у Томчика, а ее сестра состояла с последним в близких отношениях. Купец Томчик, полное имя которого у очевидцев тех событий уже стерлось в памяти, помимо торговли держал на Каменном прииск, сеял в Баргалино хлеб. Мария Николаевна, которая в детстве видела и помнит Томчика, утверждает, что в 1933г. его увезли в Багдарин, где забили насмерть, а жена объявила голодовку и умерла. Еще одна местная жительница, 85-летняя Нина Игнатьевна Кавелина, которая еще девчонкой расспрашивала взрослых про Томчика, слышала от них такую историю. Нюра Младенцева была у него поваром и ухаживала за скотиной. Однажды привез купец из Нерчинска породистых телок. Нюра печку закрыла с углем, скотина и угорела, пришлось Томчику прирезать телок, зато все были с мясом…» (Колесникова О. Вниз по Витиму//Муйская новь.2005.13 октября)

Золото. Слюда. Пушнина

И время, и место предприимчивый поляк выбрал удачно. Уникальный баргалинский микроклимат способствовал богатому урожаю зерновых и овощей. К тому же, по рекам Муя и Куанда в то время было много стоянок орочон, добывающих ценную пушнину. Томчик все просчитал: спрос на сельхозпродукцию был огромен — по Среднему Витиму началась золотая лихорадка, один за другим открывались прииски. Хотя фуража и сельхозпродуктов могло хватать только на свои бодайбинские прииски. «…Среди золотопромышленников польского происхождения наиболее значительные результаты были достигнуты на прииске Антона Томчика в Бодайбо. В 1910 г. добыто 2 пуда золота. Добыча драгоценного металла прочими поляками в Сибири была незначительна…» (Скубневский В.А. Предпринимательство поляков в Сибири) «Антоновский» был одним из первых приисков, отведенных по левому берегу Витима А.Л. Томчику по его заявке 1898г. (СМ.ГАРБ Ф.107.О.1.Д.359,443). За «Антоновский» и несколько других приисков Антону Людвиговичу пришлось судиться. Вот как об этом эпизоде повествуется в статье, выполненной по международному гранту и затрагивающей проблемы религиозной толерантности.

«…Золотопромышленники братья Антон и Викентий Томчики по договору 20 декабря 1902 г. продали Я. Фризеру 4 золотых прииска в бассейне р. Королон за 15 тыс. руб., причем по условиям договора Фризер обязался платить Томчикам так называемые «попудные» – по 300 руб. с каждого добытого им на этих приисках пуда золота. По заявлениям Томчиков, Фризер «уклонился» платить эти деньги, якобы скрывая сведения о добыче золота на приисках. Параллельно Томчики обвинили Фризера в «сокрытии» добываемого им золота, чтобы не платить горную подать Кабинету Его Императорского Величества, но никаких доказательств не представили, завалив ходатайствами и жалобами все возможные инстанции. Любопытно, что Томчики в своих кляузах жаловались на «непонятное недоброжелательство» со стороны местных представителей Забайкальского горного округа, подозревая их в симпатиях к Фризеру. В.Л. Томчик получил окончательный ответ по поводу заявления о злоупотреблениях Фризера. В нем, в частности, говорилось: «Прииска, купленные у Вас Фризером, значатся по реестру неработающими: Антоновский – с 1903 г., Викентьевский – с 1910 г., Крутой – с 1909 г. … Иркутская судебная палата, рассмотрев в публичном судебном заседании 20 марта 1914 г. дело по иску А.Л. Томчика к Я.Д. Фризеру о возвращении приисков, постановила в иске отказать и возложить на истца судебные издержки. 24 сентября 1914 г. А.Л. Томчик подал кассационную жалобу в Правительствующий Сенат с просьбой отменить решение Иркутской судебной палаты, но и здесь его ждало разочарование». (Владимирски И., Кротова М.В. Вестник РУДН. Серия: ИСТОРИЯ РОССИИ.2020.Т.19.№4.С.824-837)
В статье основной акцент этой судебной истории ставится на обращении Томчиков в 1913 г. за помощью в Русский народный Союз: «Нам, людям правых взглядов и убеждений, здесь, на далекой окраине не к кому обратиться за защитой и поддержкой: кругом или евреи, единомышленники Фризера, или нечто в этом роде, симпатии которых вряд ли на нашей стороне…». (Владимирски И., Кротова М.В. Вестник РУДН. Серия: ИСТОРИЯ РОССИИ.2020.Т.19.№4.С.824-837)

В списках золотых приисков и рудников, расположенных в Баргузинском, Верхнеудинском, Киренском (бывшем Олекминском) уездах, составленных к восьмому съезду золотопромышленников Баргузинской тайги (1916г.), владелицей приисков «Антоновский по рк. Витиму, Викентьевский по левому увалу рч. Королон (Средняя Орлова)» указана жена баргузинского купца Надежда Фиселевна Фризер. (ГАРБ.Ф.107.О.1.Д.1193) Возможно, Антон и Викентий Томчики действительно были братьями и партнерами. В этом случае, у Антона Людвиговича был племянник Томчик Викентий Викентьевич, 1901 года рождения, окончил Бодайбинское реальное училище, на службе с 20 июля 1920 года, письмоводитель народного следователя 1-го участка Бодайбинского уезда, делопроизводитель особого стола. (URL: bodaybinsky.irk.sudrf.ru -> modules)
В 1905г. в аренде у Томчика находились Ульнинский и Мариинский прииски. В телеграмме из Бодайбо в Верхнеудинск он просит канцелярию окружного инженера засчитать в 1906 году переплаченную в предыдущем десятинную подать.
В 1908-1911 годах А.Л. Томчик арендовал Крещенский, Михайловский, Скалистый прииски (https://predistoria.org/forums/index.php?topic=1361.0, ГАИО Ф.328.О.4 Д.241). В 1914-1916 гг. он заявляет об открытии золотосодержащих местностей в Ленском горном округе по р. Бодайбокану. (ГАИО Ф.135.О.1 Д.1481)

Безусловно, Антон Людвигович был одним из талантливых и дальновидных предпринимателей Муйской долины, и не только по части золотодобычи. В 1915 г. он ходатайствует о сдаче ему в аренду двух участков земли в Киренском уезде и близ поселка Муя в Баргузинском уезде «для устройства питомников живых соболей и лисиц» (ГАИО Ф.176.О.1.Д.2370).

Томчик один из первых проявил интерес к возобновлению добычи слюды-мусковита для нужд электротехнической промышленности. (https://www.irk.kp.ru/daily/26640/2900116/)
Он вошел в историю Согдиондона — закрытого поселка слюдянщиков в Мамско-Чуйском районе Иркутской области.
«Был в истории Согдиондона купец, рудознатец и промышленник (по-современному предприниматель) Антон Людвигович Томчик. Здесь он «нащупал» месторождения. И зимой 1913-1914 гг. за семь месяцев подземным способом восемь рабочих добыли для хозяина 3800 кг очищенной слюды. По тем временам — очень богатая добыча…» (Денискин М. Оборонное сырье, романтика или длинный рубль// СМ Номер один. 2019.7 ноября) В Киренском уезде в 1903-1905гг. Томчик А.Л. получив девять дозволительных свидетельств на право разведки слюды (ГАИО Ф.176.О.1 Дд. 791, 792, 831, 898, 920, 924, 925, 931, 2820.)

Убит и трижды реабилитирован

Томчика сдали муйские коммунисты. По утверждению местных старожил, его увезли в Багдарино и забили насмерть.
В 1925 году в баргузинской золотой тайге регистрируется первая коммунистическая ячейка на Ципикане, вскоре парторганизация открывается в Кедровке, в конце 1928 г.- на Каралоне.
«Первому партийному работнику Мигунову Н.И. приходилось проводить большую работу по созданию партийных и комсомольских ячеек…направлять внимание коммунистов на борьбу против неправильного отношения ряда хозяйственных руководителей золотых приисков…Объезжая прииски от Верхнего Витима до Каралона, Мигунову и другим коммунистам приходилось проводить собрания бедноты, создавать кооперативы, делать доклады и читать лекции о политике партии в деревне, о текущем моменте. Так, будучи на Муе, Мигунову пришлось непосредственно заниматься выдворением из Совета кулацких ставленников, принимать меры к улучшению продовольственного снабжения Первомайского и Каралонского приисков. По инициативе муйских коммунистов сельским Советом было принято решение о выдворении крупного муйского промышленника Томчика, срывавшего все мероприятия Советской власти.» (Козулин В. Социалистические преобразования в тайге// Витимские зори.1990. 28 июня) «Выдворение» завершилось трагически…

В Книге Памяти жертв политических репрессий (Республики Бурятия, Иркутской области) имя Антона Людвиговича Томчика встречается несколько раз, с ссылкой на архивные дела №№3475, 12715, 2151 (https://base.memo.ru/person/show/126494, https://base.memo.ru/person/show/1317132, http://kniga1937.bsu.ru/web/site/index). Во всех источниках на данную тему неизменным является место рождения Антона Людвиговича: Томская губерния, с.Угуй, а также статьи Уголовного кодекса РСФСР (58_10,59_3) по которым он был осужден.

Место проживания: «Бурят-Монгольская АССР, Муя» и «с. Муя Бодайбинского района Восточно-Сибирского края» объясняют причину его реабилитации в двух регионах. В одном из источников местом проживания указан населенный пункт Барголино, место работы — «лоцман по
р. Витим в личном хозяйстве» и «холост» в графе семейное положение. Несмотря на то, что в базе данных есть различия, лично у меня не вызывает сомнения, что речь идет об одном и том же человеке. Год рождения по иркутскому варианту 1858, по республиканскому-1868, возможна опечатка во втором варианте. Дата ареста Антона Людвиговича, 1931 год, и дата осуждения 8 июля 1931 г. совпадают. А вот приговоры по обзорным источникам разнятся: 10 лет лишения свободы и высшая мера наказания. Безусловно, доступ к личному делу Томчика мог бы разъяснить эти неточности.

В начале 30-х начинается массовая волна репрессий в отношении врагов советской власти, так называемых кулаков. Антон Томчик обвинялся по двум статьям Уголовного кодекса РСФР (1926):
Статья 58_10. «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений… распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания предусматривала срок лишения свободы «не ниже шести месяцев».

Статья 59_3. «Бандитизм, т.е. организация вооруженных банд и участие в них и в организуемых ими нападениях на советские и частные учреждения или отдельных граждан, остановках поездов и разрушении железнодорожных путей и иных средств сообщения и связи…» предусматривала лишение свободы от трех лет, с конфискацией имущества, при особо отягчающих обстоятельствах — расстрел.
Томчик не организовывал банду, не нападал на сельский совет, не подрывал железнодорожные пути. Десять лет лишения свободы – это самое суровое наказание по двум статьям. Слухи, дошедшие до Муи, о том, что купца Томчика забили насмерть, могут быть вполне реальными. Уверена, что в Базе данных о жертвах политического террора в СССР и Книге памяти (Открытый список) речь идет об одном и том же человеке. В этом случае Томчик А. Л. был трижды реабилитирован: в марте 1989г., в августе 1989г., в январе 1993г.
В этой польской семье погиб не только Антон Людвигович. Он был первым. Биографические данные пострадавших в годы репрессий людей по фамилии Томчик указывают на то, что они могут быть родственниками.
В г.Томске проживали супруги Томчик Франц Людвигович,1871 года рождения, уроженец села Угуй Каинского уезда Томской губернии, пенсионер, и его жена полька, Томчик Евдокия Михайловна,1899 года рождения, уроженка Москвы, домохозяйка. В 37-м они были расстреляны. В том же году были арестованы и расстреляны их сыновья Эдуард (1905), родившийся в Бодайбо Восточно-Сибирского края, техник-дорожник 472-го дорожно-эксплуатационного участка УНКВД, и Владислав (1913), родившийся на прииске Андреевском того же края, студент четвертого курса Томского мукомольно-элеваторного комбината. Все четверо попали под статью «Польская организация Войсковая» (http://lists.memo.ru/index19.htm) (Польская операция НКВД 1935-1937гг.)
В конце лета 1937 года наркомом внутренних дел Н.И. Ежовым был издан оперативный приказ «О полной ликвидации… личного состава польской агентурной разведки, действующей в СССР», определивший трагическую судьбу всех советских поляков, так как касался «беженцев из Польши, независимо от момента их приезда в СССР»: «… в первую очередь следует арестовывать лиц, служащих в НКВД, Красной Армии, на оборонных предприятиях, в военных отделах остальных предприятий, работающих на транспорте — железнодорожном, наземном, морском и воздушном; в секторе энергетики и на всех промышленных предприятиях…» (http://www.secret-r.net/arkhiv-publikatsij/8-2008/istreblenie-sovetskikh-polyakov)

Неблагодарные потомки

На базе усадьбы Томчика «Баргузинзолото» вскоре организовало свое подсобное хозяйство. На разработанных полях для нужд приисков и экспедиций стали выращивать те же овощи. В его доме поселились семьи рабочих, позже здесь разместился клуб. Золото Томчика, якобы спрятанное в Баргалино, долгое время не давало покоя. Говорят, что землю рядом с его домом перекопали не единожды. Нашли лишь ящик с «золотой» посудой, вспахивая отобранную у купца пашню.
Усадьба постепенно разрушалась. Но даже без крыши и пола, дом по-прежнему величественно стоял на пригорке, невольно притягивая взоры. От него, даже полуразрушенного, веяло таинственной силой старины (см. фото).
Судьба исторического памятника архитектуры была решена в одночасье местными жителями… Его распилили и вывезли в соседнюю Мую на дрова. Та же участь постигла еще одно уникальное вековое строение в п. Муя — бывший магазин. Были стерты с лица земли последние «свидетели» былой славы золотой лихорадки в Муйской долине.
Но полуторавековой рубеж не стер имя основателя Баргалино, одного из первых предпринимателей — Антона Людвиговича Томчика. Значит, он по праву вошел в нашу историю как человек-легенда.

Публикуется в сокращении

Поделитесь своим мнением в соцсетях

Facebook
VK
Twitter
OK
Telegram