Язык и до Кутомалы доведет

В 2024 году, к юбилейным мероприятиям (35-летие Муйского района, 50-летие БАМа) обозначилась еще одна дата: 385-летие с начала открытия Витима и освоения Забайкалья Максимом Перфильевым.

«Освоение русскими Забайкалья началось с севера. Первое зимовье было поставлено Максимом Перфильевым в 1639 г. на реке Витим, в устье его малого притока Котомары, — так это место наименовали в деловом письме, называемом «Отписка», адресованном русскому царю Михаилу Федоровичу Романову».

(Константинов М.В., Константинова Т.А. Начало русского освоения Забайкалья//Известия Иркутского государственного университета. 2015. Т. 11. Серия «История».)

«… во 147 году ходил де, государь, он Максимко с Лены из Олекомского острожку для поиску и проведыванья новых землиц неясачных людей, вверх по Витиму реке, а служивых де людей и промышленых было с ним Максимком 36 человек; и за болшим де, государь, Витимским порогом, на усть Муи реки, поимал он Максимко в аманаты Шеленские волости Тунгуса Комбойка, а тое де, государь, Шелегинские волости Тунгусов Комбойка да Шепчеги стовариши человек их с 70 и болши, а ясаку де с них взял он Максимко, на прошлой на 148 год, 74 соболя с пупки и с хвосты». (Отписка ленских воевод Петра Головина и Матвея Глебова о прииске служилыми людьми новых земель по рекам Витиму, Цыпирю и проч. и о слухах про инородцев, обитающих по Шилке на границе Китайского государства. https://sibrelic.ucoz.ru)

Это первое зимовье должно быть за большим Витимским порогом, на усть Муе реке…Угадываете место? Авторы статьи дают пояснение относительно даты-147 года: «Календарный год в «Отписке» указан, как это было принято, по эре от сотворения мира, но при этом первая цифра, отражающая тысячелетие, традиционно опускалась. Полностью дата определялась как 7147 год. Для понимания счета времени надо помнить и то, что новогодие в ту эпоху приходилось на сентябрь…Зиму 7148 года они пережили в отстроенном ими зимовье на «усть Котомары реки». И эту дату как наиболее важную пора уже перевести на эру от Рождества Христова. Для этого из нее надо вычесть 5 509 лет. В итоге получаем 1639 год. Более ранних дат в русской истории Забайкалья не установлено. Теперь о том, как точнее определить местонахождение Котомарского зимовья. По «Отписке» можно понять, что Котомары находятся ниже по течению Витима, чем «усть Муи реки». Действительно, примерно на 25 верст ниже устья Муи есть речка, которую в дальнейшем стали называть Кутомалы. Здесь и обустраивались казаки и промышленники. Какое зимовье они построили, буквально неизвестно, но вряд ли это была «избушка на курьих ножках», поскольку разместиться в ней должны были 36 человек. Вполне возможно, что построено было несколько изб. Да и без бани на зиму они вряд ли себя оставили!..» — рассуждают авторы научной статьи. В личном письме на мой запрос Михаил Васильевич Константинов-доктор исторических наук, профессор кафедры истории Забайкальского госуниверситета и Татьяна Андреевна Константинова-кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе Государственного архива Забайкальского края, сообщили, что на картах эту реку им найти не удалось. Не помогли и консультации с картографом, профессором из Москвы А.В. Постниковым и профессионалами-географами.

Предполагалось, что Кутомала могла находиться между притоками Орон и Мама. Под Кутомалой подозревалась и река Сульбан.

Порассуждаем и мы, как ни как – наши места! Загадочная Кутомала-Котомара не давала покоя. К обсуждению этой темы были привлечены местные старожилы. Муйский район хоть и был образован в 1989 –м, но историю имеет насыщенную: путешествие по Муйской долине Петра Кропоткина, золотая лихорадка на среднем Витиме, стройка века, наконец!

«…Витим весьма малоизвестен ученым-исследователям. Известно лишь то, что на протяжении семи или восьми сот верст от устья впадают в Витим четыре реки: Орона, Кутомала, Муя и Мама, и до тридцати горных речек». (Православные духовные писатели Восточной Сибири XVIII – начала XX века. Путевые записки архиепископа Нила (Н. Ф. Исаковича) / авт.-сост. С. В. Мельникова ; Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ка).

В «Путевые записках» указан период 1838-1843гг., то есть, даже по истечении двух веков, на картах не было притоков среднего Витима: Парама, Бахтарнак, старое русло Витима, Куанда (Конда). Может, одну из этих рек называли Кутомалой?

Отряд Максима Перфильева, отправился вверх по Витиму на больших лодках-(кочах)? На таких кочах ходили русские путешественники в ту пору, обнося непроходимые места волоком. И, вероятно, даже не пытались пройти Парамский порог — самое опасное место на Угрюм-реке, который в 17 веке был абсолютно непроходим. Освоение Парамского порога произошло в начале 19 века и было связано с золотопромышленностью.

«Начало плавания по среднему Витиму относится к 1896-1898 годам, когда впервые были открыты месторождения золота по рр. Тулдуни и Королона. Как ни страшно было, но плавать приходилось. В 1906 г. в целях получения леса с Муи золотопромышленники немного «почистили» пороги. Эта первая попытка очистки несколько облегчила положение. До этого никто не смел плавать через Парамские пороги. Вторая чистка порогов была произведена в 1918 году. И тогда же был впервые осуществлен сплав карбазов с мукой. Третью чистку порогов в 1931 году произвело Цветметзолото, затратив на это дело что-то около 30 тыс. рублей. И с тех пор Витим начинает постепенно служить интересам развивающейся золотопромышленности Лены…» (Витим// Восточно-Сибирская правда. 1935. 16 сентября)

Отряд казаков вполне мог остановиться сразу за порогом, открытое место рядом с устьем Парамы первыми облюбовали для своих нужд все те же золотопромышленники, позже возник поселок Усть-Парамск. Но погода позволяла, и Перфильев двинулся дальше, до нового, удобного для зимовки места. Этим местом, вероятнее всего, стал берег Витима в районе будущего поселка Неляты (с эвенкийского – «широкое открытое место»). Кстати, в 1940 -х здесь располагался гидропорт изыскателей БАМа. Напротив Нелят, по правую сторону Витима в конце 19 в. был основан Баргалинский поселок, тоже закрытое, защищенное от ветров место. Но взгляд путешественников, скорее всего, притягивает высокий берег противоположной стороны – Неляты. Зимовать здесь было удобно во всех отношениях — на противоположной стороне Витима, в устье р. Муя, находились эвенки, которые и были взяты в аманаты (заложники) до выплаты ясака.

«…В прошлом, государь, во 148 году Шилигинские волости тот аманат Тунгуской Комбойко Пекиев в ясачном зимовье, на усть Котомары реки, занемог, а лежал многое время: и он де Максимко с товарищи блюдяся того, чтоб тот Комбойко без перемены не умер, взял в его Комбойково место в аманаты брата его родного Шипчегина сына Тунгуса Бечергу, а его де Комбойка за немочью отпустили». (Отписка ленских воевод Петра Головина и Матвея Глебова о прииске служилыми людьми новых земель по рекам Витиму, Цыпирю и проч. и о слухах про инородцев, обитающих по Шилке на границе Китайского государства. https://sibrelic.ucoz.ru)
Максим Перфильев оставил о себе память как успешный дипломат, умеющий договариваться с инородцами. Хочется верить, что муйские эвенки внесли свой вклад в развитие Забайкалья добровольно, а Комбойко заболел в ясачном зимовье только потому, что не привык жить в неволе…
Уже оседлых первопоселенцев (якутов, основавших п. Муя) встретил в этих местах в 1866 году Петр Кропоткин. До них здесь обитали бродячие тунгусы. Так, из глубины веков дошли их имена: Комбойко Пекиев и его племянник Бечерга.
Итак, команда Максима Перфильева — 36 служилых и промышленных людей, начали строительство зимовий в 25 верстах (около 27 км) ниже устья реки Муя в районе устья реки Кутомалы. Примерно в этом месте, в непосредственной близости от Нелят, в Витим впадает р. Конда (Куанда). А теперь самое главное. У Конды есть хорошо известный местным жителям, особенно охотникам, приток, обозначенный на картах Куда-Малая. Эту речку сразу же назвали бывшие нелятские жители на мой вопрос о Кутомале. Как известно, все гидронимы здешних мест эвенкийского происхождения (якуты поселились намного позже). Куда-Малая явно не вписывается в структуру названий водных объектов. У эвенков уменьшительный суффикс-кан: Муякан, Витимкан и т.д. И потом, если есть Куда малая, где Куда большая? Есть такая, но впадает она в Ангару и явно не родственница нашей Куде. Разобраться в этом вопросе помогла уроженка поселка Куанда, 84-летняя Мария Павловна Нефедова, учитель географии и эвенкийского языка. С ее слов, Куда-Малая звалась эвенками Кудумала и переводится дословно «место, где лижут соль», солончак.

Первый русский академик-географ С.П. Крашенинников («О Витимском соболином промысле») пишет: «Промышленные люди ходят для соболиного промыслу вверх по Витиму…до большого порогу и выше, где кто лучшего промыслу надеется. Самые лучшие соболи бывают на Кутомале речке, впадающей в Витим с правой стороны выше большого порогу…» (http://www.rgo-sib.ru/book/geo/58.htm)

Это место хорошо известно бывшим жителям Нелят, семье Тюриных. Глава семьи Сергей Геннадьевич имел здесь свой охотничий участок. Родственники сохранили его карту, с обозначенными на ней тропами по реке Куда-Малой. По воспоминаниям дочери С.Г. Тюрина, он говорил об этой реке одним словом — Кудамалу, Кудамале. Возможно, при составлении географических карт, эвенкийское название реки Кудумала записали со слов, на русский лад Куда-Малая.

Реки Кудумала (Кутомала) и Конда (Куанда) могли в 17 веке восприниматься одним водным объектом. Предстоит выяснить, когда впервые р. Куда-Малая, как приток Конды, появилась на карте. Кстати, по утверждению коренной эвенкийки М.П.Нефедовой, в эвенкийском языке нет слова «куанда». Она считает, что это «обрусевшее»  эвенкийское «кондо»- «пустое место» в смысле неудачной охоты. Как известно, граница Забайкальского края и Бурятии проходит по середине Витима — Угрюм-реки. Жаль, конечно, что Максим Перфильев не стал останавливаться на зимовку в устье Парамы или в том же Баргалино — на нашей, бурятской стороне…

«Тунгусы также просветили русских в том, что в четырех днях пути вверх по Витиму на реке Цыпирь (т.е. Цыпе) живут шунилцы и чипчигильцы и иные тунгусские роды, более 200 человек, у которых много соболей. Они их меняют на Шилке на скот и на серебро, и потому у них есть «круги и пуговицы серебреные»…так, русские люди узнали многое о Витиме, но не менее важно было то, что они услышали о Шилке и о серебре на этой реке. Мир для россиян стал намного обширнее, и где-то там, на его дальнем краю, было море… Есть надежда, что найдутся энтузиасты, которые в устье речки Котомары-Кутомалы, на берегу величественного Витима поставят в честь Максима Перфильева и его товарищей большой православный крест…И тем самым закрепят память о великих деяниях тех русских людей, кто первыми пришел на забайкальскую землю…». (Константинов М.В., Константинова Т.А. Начало русского освоения Забайкалья//Известия Иркутского государственного университета. 2015. Т. 11. Серия «История».)

Факт подтверждения первого, хоть и временного, поселения землепроходцев в устье реки Куанда может стать началом совместной работы в подготовке к 385-летию похода Максима Перфильева на реку Витим.
Иллюстрации с сайта kamchadaly.ru

 

Поделитесь своим мнением в соцсетях

Facebook
VK
Twitter
OK
Telegram