БАМ – это моя биография

Есть даты, наполненные особым смыслом, светлой радостью. И грядущий 45-летний юбилей Байкало-Амурской магистрали как раз относится к их числу. Это прекрасный повод оценить прошлое, поделиться своими воспоминаниями, яркими моментами в жизни. Рассказывает Тамара Николаевна Михайлина:

-После окончания Новосибирского института Советской Кооперативной торговли в 1984 году судьба забросила на север – можно сказать, я стала частичкой большого механизма в строительстве Байкало-Амурской магистрали. Приказом начальника Куандинского ОРСа А.А. Скачкова меня направили работать в ОРС товароведом. В то время еще не было железной дороги, так что мы с сыном Романом добирались на попутных «вахтовках» сначала до Леприндо, потом небольшой участок шли пешком, затем снова на попутке ехали до Куанды.

Первые впечатления были приятными — опьяняющий запах тайги, щитовые дома среди сосен, будто мы попали на базу отдыха. Для августа в поселке было холодно, даже замерзли ноги в босоножках. Добрались с сыном до конторы ОРСа СМП-695 и встретились с заместителем начальника ОРСа по кадрам Никифоровой Тамарой Евгеньевной, она оформила меня товароведом промышленных, продовольственных товаров на базу ОРСа. В коллективе нас сразу окружили доброй заботой, старший товаровед Яркина Антонина Ивановна устроила в комнату и уже к вечеру в нашем жилье мехколонны № 22 была вся обстановка: самодельный стол, кровати, а стулья мы сделали сами. Так началась наша новая жизнь на БАМе.

В первый день работы поразилась, что база ОРСа даже не огорожена — на ровной площадке разместились три склада, овощехранилище и маленькая избушка, похожая на сторожку.

Познакомилась с кладовщиками, заведующими складами и начала принимать первую машину с промышленными товарами, поступившими со станции Леприндо (железная дорога в то время была только там). Так как промышленный склад был полностью забит товарами, даже проходы между стеллажами, пришлось расстилать полога прямо на землю и принимать товар. Машины с грузом шли одна за другой. Весь день пролетел как один миг, даже некогда было чаю попить.

Через неделю меня отправили в командировку в Леприндо: там некому было выгружать вагоны.

Поехала я туда со слезами, потому что Романа пришлось оставить у соседей, которых почти не знала. Когда на станции увидела, что все пути в вагонах, поняла, что застряла надолго. И закипела работа – от зари и до зари их выгружали. А ночью писала акты приемки, потому что понимала, время не ждет, торопилась быстрее выгрузить товар и вернуться к сыночку. И вот наконец- то я его увидела: чистенький, накормленный, делает уроки с соседкой. Я от радости и благодарности к добрым людям даже заплакала. Вот так мы жили со своими соседями, никогда не замыкали свои комнаты. Жили, действительно, в то время как при коммунизме. Если ты едешь на попутных машинах, стоишь на дороге — тебя обязательно возьмут и довезут бесплатно.

Такие были бамовские законы.

Укладка золотого звена приближалась. Торжественно встречали первый поезд с западной стороны — бригаду путеукладчиков Александра Бондаря. На митинг приехало много гостей со всего БАМа, корреспондентов. Великая радость объяла всех – мы были почти у цели! А с восточной стороны железная дорога уже была у Сюльбана. Работать приходилось очень напряженно, потому что в октябре ожидалось историческое событие — укладка золотого звена — стыковка БАМа. Вся страна ждала этого события. Конечно, обеспечение зоны БАМа в это время было особенным — изобилие продовольственных и промышленных товаров по доступным ценам.

Приходилось летать самолетом за овощами и фруктами в Читу, а с восточной стороны принимать товары из Тынды. Вся работа была полностью построена на энтузиазме, работали на износ, не задумываясь о последствиях, понимая, что мы должны успеть.

Настоящее историческое событие — стыковка БАМа, где встретились две бригады: Бондаря с западной стороны БАМа и Варшавского с восточной, произошло в районе станции Балбухта.

Бамовцы радовались, кричали «ура» и плакали от счастья. Вот и дождались! Еще одно торжественное, волнующее событие — укладка золотого звена — происходило в Куанде.

Казалось, в митинге участвовала вся страна: почетные гости БАМа, корреспонденты, артисты. В честь великого события состоялся большой праздничный концерт и салют. На праздник приехали заслуженные артисты СССР: Владимир Винокур, Ксения Георгиади, Полад Бюль-бюль Оглы, Анне Вески и многие другие. Все веселились, плясали, пели. Позже на этом месте установили памятную стелу, посвященную стыковке БАМА.

Начались обычные рабочие будни. Теперь уже вагоны приходили на станцию Куанда. Первое время было непривычно слышать движение поезда, потому что гул раздавался по всей тайге.

Зимой в сильный холод – доходило до 52 градусов – продолжали работать. Как-то в один день раскредитовали два вагона — пришлось стоять на морозе с 8 утра до 7 часов вечера. Конечно, это закончилось для меня больницей.

Но были и смешные случаи: помню, как в трескучие морозы пришел вагон с музыкальными товарами. Открыли его, а машина под разгрузку всего одна. Пришлось долго ждать. Грузчики вскрыли сначала одну упаковку — там оказался баян. Потом появились гитара и балалайка. Чтобы не замерзнуть, начали играть на инструментах, петь и плясать. От пляски поднялась угольная пыль. Все были черные, зато не замерзли и машину дождались.

В декабре 1984 года пришел приказ Министерства СССР «О расформировании ОРСа СМП – 695» п. Куанда в связи с окончанием строительства Байкало- Амурской магистрали. Переводом меня приняли на работу в ОРС СМП – 670 п. Таксимо старшим товароведом промышленных товаров.

Работа для меня была очень интересной — обеспечение населения промышленными товарами: — заключение договоров на поставку товаров, расчет потребности товаров на год.

Вот так и пробежали не заметно наши годы на БАМе. Здесь родился мой второй сын Егор и семья сына Романа с Анастасией и любимыми внуками – Марией, Юлией и Николаем.

Здесь моя Родина и Родина моих детей и внуков. Дождались мы и укладки второго пути Байкало-Амурской магистрали. Когда от начала стройки Байкало-Амурской магистрали пролетело 40 лет, на юбилейную дату приехали все, кто строил БАМ, кому дороги замечательные годы нашей молодости. Очень теплой и радостной получилась встреча с героем Социалистического Труда Александром Бондарем (на фото).

Летом 2019-го мы уже отметим 45 лет со дня строительства Байкало-Амурской магистрали. И пусть в дальнейшем наш РОДНОЙ БАМ развивается и процветает!

Поделитесь своим мнением в соцсетях

Facebook
VK
Twitter
OK
Telegram