Как же жаль, что в разгар празднований 50-летия БАМа уходят такие великие труженики, как Александр Апполонович Николаев! Пять лет назад, на праздновании 45-летия БАМа, он был удостоен Почетной грамоты Главы Республики Бурятия. И сегодня мы рассказываем о нем, потому что все должны знать и помнить о подвиге строителя БАМа.
В 1978 году Николаев Александр Апполонович приехал на БАМ в поселок Магистральный, устроился водителем 2 класса в мехколонну № 131 Треста «Запбамстроймеханизация». Эта мехколонна вела отсыпку земполотна от Магистрального на восток. Следующим местом дислокации мехколонны была Дзелинда. От нее вели отсыпку дальше, было решено следующий участок развернуть на месте будущего поселка Таксимо.
Александр в декабре 1979 г. вместе со своими товарищами на четырех машинах прибыл на назначенное место в числе первых. Вырубали деревья, готовили маленькую площадку, чтоб можно было поставить палатку. Было очень холодно, в темпе расширив площадку, 30 декабря вернулись на Дзелинду. После новогодних праздников повезли бригаду плотников, в задачу которых входила постройка жилых балков. Так в январе 1980 г. в Таксимо появились первые постройки, бамовский поселочек на месте будущего локомотивного депо. Здесь организовали участок количеством 16 машин, перевезли основной костяк с Дзелинды. Отсюда уже бригады ездили на отсыпку обходного железнодорожного полотна по Северо-Муйскому хребту, вели отсыпку дальше на восток до Куанды. В 1982 г. Александр был награждён медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
Когда мехколонна №131 передислоцировалась обратно в Усть-Кут для отсыпки начавшихся 2-х путей БАМа, Александр Апполонович остался верен п.Таксимо, перевелся в мехколонну № 136 этого же треста «Запбамстроймеханизация». Для него началась «золотая» эра, его КрАЗ ушел с мехколонной на запад, а он сел на легендарный «Магирус», «вывезший БАМ». За этот период работы в 1991г. награждён Почётной грамотой Совета министров Бурятской АССР.
И в новой организации А.А. Николаев продолжал трудиться с прежним энтузиазмом, участвовал в отсыпке взлетно-посадочной полосы аэропорта Багдарин, автодороги Монгой — Россошино. Строительство Чинейского месторождения также не обошлось без участия Александра Апполоновича. Когда колонна заключила договор с золотодобытчиками, он работал на отсыпке автодороги за 300 км от Бодайбо в местности д. Перевоз.
Редко встретишь людей, столь приверженных своему труду, как Александр Апполонович Николаев.
Наступившие 90-ые стали разрушительными для многих легендарных организаций, построивших БАМ. Эта участь постигла и мехколонну № 136, где до последнего трудился А.А. Николаев.
Спустя время, когда уже не работал, был инвалидом 2-ой группы, он, тем не менее, вступил в ряды БРОО «Совет ветеранов БАМа», тем самым не пожелал оставаться в стороне от жизни ветеранов БАМа.
Правление БРОО «Совет ветеранов БАМа» приносит глубокие соболезнования семье, родным, близким Николаева Александра Апполоновича.
Очерк о трудовом подвиге первопроходца БАМа будет опубликован на литературной странице БРОО «СВ БАМ» на площадке «Пиши ПРО».