Слышишь, время гудит – БАМ!

Первый десант прибыл в Бурятию весной 1974 года.
И тот, кто начинал эту дорогу с нуля, кто прорубал первую просеку, кто занимался прокладкой пути и возведением мостов, кто строил тоннели, тот знает, что дорога — это не просто рельсы в два ряда, а сама жизнь со своими сложностями, потерями и радостями. БАМ был делом их жизни.
Я стала собкором на БАМе в 1984 году, когда Виктор Измайлов, назначенный главным редактором БГТРК, передал мне свою бамовскую эстафету.
На БАМе за десять лет появились удивительной красоты поселки, а в глухом таёжном краю, куда редко заглядывали даже охотники, вырос красавец-город Северобайкальск, ставший столицей Бурятского участка БАМа. Его возвели ленинградские строители, и в том узнавании и сходстве нового бамовского города со своим старшим собратом – Ленинградом, есть заслуга ленинградских строителей.

Особая их гордость – железнодорожный вокзал, напоминающий легендарный крейсер «Аврора».
Кичеру строили эстонцы в традиционном национальном стиле с остроконечными крышами и крытыми лоджиями.
Ангою возводили азербайджанские строители. Там удивительный вокзал – половина бурятская юрта, вторая половина – мечеть, украшенная изумительной красоты мозаикой.
Моя первая поездка на БАМ была на десятилетний юбилей Азбамстроя в Ангою. Там произошел забавный случай. Праздник был на природе. Секретарь Северобайкальского горкома партии В. Нехланов мне сказал: «Сейчас познакомлю тебя с отличным мужиком, его помощь тебе будет неоценима». И подводит ко мне настоящего богатыря, а я-то метр с кепкой на пеньке. Богатырь протягивает мне руку, представляясь: «Кутузов». Я ему в ответ: «Суворова». Над поляной повисла прямо звенящая тишина, а потом — хохот до слёз — Кутузов с Суворовым встретились на БАМе.

Надо сказать, что с Виктором Даниловичем у меня сложились теплые и дружеские отношения, и он, будучи начальником Северобайкальского отделения железной дороги, действительно помогал нашей съемочной группе в каждый наш приезд. Светлая ему память!
Тогда, в день десятилетия, в стену вокзала была замурована капсула с письмом потомкам. К большому сожалению, судьбу этой капсулы я не знаю.
Поселок Новый Уоян ничем особым не отличается – обычный типовой на трассе БАМа.

А вот Янчукан – это нечто! Мы в первый раз приехали туда зимой. Представьте – белый, как сахар, снег, зеленые, удивительной красоты, огромные ели, среди которых возвышаются пятиэтажки из розового туфа, который привозили из Армении. Очень надеюсь, что жизнь в Янчукане не погасла.
Поселок Северомуйск был самым красивым на БАМе. Там не было многоэтажек, одноэтажные дома украшало деревянное кружево, вырезанное умелыми руками бамовцев, причем рисунок не повторялся – у каждого дома был свой колорит.

Особое место в истории строительства БАМа занимали бойцы отряда «Комсомолец Бурятии», сформированного из числа лучших молодых людей нашей республики. Основной костяк его обосновался в поселке Таксимо, где теперь живут первостроители, их дети и внуки.
Я благодарна судьбе и Вите Измайлову за то, что дали мне возможность познакомиться с теми девочками и ребятами, которые корчевали тайгу, строили мосты и поселки, вгрызались в скалы, прокладывая железнодорожную магистраль. Я все это видела. Обо всём рассказывала.
И Виктор Измайлов, будучи собкором, рассказывал о них в течение десяти лет, и вклад его в строительство БАМа огромен.
Это он с ребятами из отряда «Комсомолец Бурятии» поднял со дна Баранчеевского озера гидросамолет Сергея Курочкина, разыскал оставшихся в живых первопроходцев БАМа, встречался с их семьями. А позже нашли на горе Шаман второй гидросамолет, который был доставлен в Москву в музей авиации.
Виктор Измайлов, Михаил Кокорин, Лева Бороев, Баир Алексеев и еще десятки комсомольцев отряда поставили перед собой цель – добиться, чтобы в Таксимо был памятник первопроходцам БАМа. И добились. Провели субботник для сбора средств на его строительство. Макет самолета был изготовлен на Улан-Удэнском авиазаводе. С большими сложностями он был доставлен в Таксимо. Все ждали торжественного открытия памятника, но…

В одну из командировок в Таксимо мы увидели на складе СМП-670 валявшийся под открытым небом в разобранном виде макет самолета. От возмущения просто не было слов. Как такое стало возможным? Кто виноват?

Мы сделали очень острый сюжет. Состоялся серьезный разговор в Северобайкальском горкоме и Муйском райкоме партии.
Я была на открытии памятника. Это был праздник. Настоящий.
На горе над трассой БАМ, над вокзалом гордо высился самолет – памятник мужеству первопроходцам.
А на пьедестале – фамилии тех, кто завершил свой жизненный путь в водах Баранчеевского озера: Бабошин, Пашков, Тарасов, Тихонов, Цуренков, Козьмин, Курочкин.
Самолет в Таксимо – единственный в мире памятник-самолет над железнодорожным вокзалом.
И в этом огромная заслуга Виктора Измайлова – талантливейшего журналиста, поисковика, романтика. Как много он сделал в своей жизни доброго, и как рано ушёл. Светлая ему память!

Много замечательных людей я встретила на БАМе.
Миша Кокорин – всеобщий любимец, безотказный, улыбчивый, умеющий держать слово, за что и уважали. Комиссар отряда «Комсомолец Бурятии».
Виктор Войналович – фотограф от Бога. Уже около тридцати лет прошло со дня его трагической гибели, но и сегодня его уникальные фотографии можно увидеть по всей трассе БАМа, его помнят.

Александр Бондарь, Александр Мезенцев, Сергей Ефимов, Нина и Геннадий Чурины, Марианна и Константин Болдыревы, Галина и Баир Доржиевы, Сергей и Наталья Хуторные, Наталья Морозова и многие-многие другие, чьи имена золотом вписаны в летопись БАМа. И БАМ работает, вопреки утверждениям скептиков, что это дорога в никуда.
У меня счастливая журналистская судьба. Я видела и рассказывала о том, как прорубают в тайге просеки, как вгрызаются в скалы, строят тоннели, поселки, как укладывают рельсы. Я гуляла на комсомольских свадьбах и новосельях, встречала в Северомуйском роддоме пятерню (!) бамовчат, появившуюся на свет в 1991 году у Альбины и Сергея Чуглиных, в Иракинде спускалась в шахту, в артели «Витим» мыла золото.

За годы работы спецкором я с группой сделала сотни сюжетов, в моем активе 14 часовых фильмов. И очень горжусь тем, что на звание «Заслуженный работник культуры Республики Бурятия» меня представил Северобайкальский горком партии.
Бамовцы умели не только хорошо работать, но и хорошо отдыхать. Очень много талантливых людей собрал БАМ.
Замечательная самодеятельность была в Северобайкальске. Это легендарный театр «Молодая гвардия», ансамбли «Юность БАМа» и «Жемчужина Байкала», «Байкальский сувенир».

В каждом бамовском поселке была своя самодеятельность.
Я уверена, что в Северомуйске до сих пор помнят «трёх мушкетеров» — проходчика Юрия Бурова, сварщика Александра Качала и горноспасателя Олега Чистякова. Юрий и Александр – самодеятельные композиторы, Олег писал стихи. И песни у них были замечательные, которые живут и сейчас.
В Таксимо главным очагом культуры был ДК «Верас». До сих пор помню удивительный красоты голос Сергея Шаманского, и никогда не забуду выступление одной крохи, которая пела, аккомпанируя себе на клавишных, из-за которых ее практически не было видно. Вы хорошо знаете ее – это оперная дива, гордость Бурятии Ольга Жигмитова.
Более 20 лет у руля Муйского отдела культуры стояла выпускница Академии культуры Евгения Хайрова, моя дочь. Возглавляя отдел культуры, она одновременно была художественным руководителем ДК «Верас», являясь сценаристом, режиссером-постановщиком и ведущей своих программ.

Привлекая жителей поселка, коллектив «Верас» устраивал грандиозные красочные праздники проводов зимы, Сагаалгана, праздники детства, 9 мая – митинги-концерты, всевозможные шоу, концерты-конкурсы, новогодние и профессиональные праздники, культурно-спортивные мероприятия на стадионе и озере Ульто. Евгения писала хорошие стихи, а ее песня «Что такое Таксимо» стала гимном поселка. Евгения была в Таксимо уважаемым человеком, а Минкульт республики, по достоинству оценив ее работу, присвоил ей звание «Заслуженный работник культуры Республики Бурятия», чем я очень горжусь.
Известно, что бурятский участок БАМа был самым сложным и он составил 325 км. Это 1/6 часть всей дороги.

Было прорублено более 2000 км просеки, возведено 250 мостов, 700 км железнодорожных путей, 6 тоннелей. На нашем Бурятском участке работали люди 77 национальностей. И они через всю свою жизнь пронесли самое главное – высокое чувство ответственности за порученное дело перед народом, перед страной.
Сложно рассказать в небольшой статье о масштабах великой стройки и ее людях, время бежит, многое уже стерлось из памяти. Главное – БАМ построен и о нем еще долго будут слагать песни.

А закончить свои воспоминания я хочу стихами Леонтия Мухитарова:
Живи и здравствуй вечно, магистраль,
Живи и здравствуй, бамовцев плеяда.
Храни всегда в душе своей печаль
О тех, кто не дожил до этой даты.
Кого лишила радости судьба
Пройти весь путь сквозь «лихорадку буден».
Пускай им вечным памятником будет
Живущий и работающий БАМ!

30 марта нынешнего года «Бамтоннельстрой» и РЖД подписали договор на строительство второго Северомуйского, второго Кадарского и второго Кузнецовского тоннелей и нового железнодорожного моста через Амур. Ввод в эксплуатацию этих объектов позволит увеличить провозную способность БАМа и Транссиба до 270 млн тонн. Жаль, что я уже не смогу рассказать об этом.

Поделитесь своим мнением в соцсетях

Facebook
VK
Twitter
OK
Telegram