Без взрывников бы не построили железную дорогу…

БАМ начался для 26-летнего Валерия Кузнецова, куда он отправился в 1976 году из Балейского района Читинской области, с севера Бурятии, Уояна. Но вскоре со знакомым уехал на станцию Ния, устроился на работу стропальщиком — разгружал вагоны со строительными материалами, которые шли на «стройку века». Через полгода, в мае 1977-го, Валерия перевели в Северобайкальск, на мыс Курлы. В селе Байкальское разгружали баржи, которые прибывали из порта «Байкал» в Северобайкальск.

В мае 1978 года Валерий решил попробовать свои силы на другом поприще, перешел в СУ-88 треста «БАМтрансвзрывпром» слесарем. Но по этой специальности проработал недолго: заметив его серьезное отношение к труду, направили в г. Братск на 2-месячные курсы бурильщика скважин. И летом он уже начал работать на обходной дороге Даванского тоннеля: их бригада бурила скважины, затем взрывники засыпали в них взрывчатое вещество и приводили его в действие. Монолитная горная твердыня рассыпалась на многочисленные мелкие и крупные осколки. Потом в дело вступала техника – самосвалы мехколонны грузили грунт и увозили на отсыпку полотна строящейся автомобильной дороги между Северобайкальском и Нижнеангарском. И там СУ-88, где трудился Валерий, также приходило на помощь дорожникам, стояли бурильные станки и производились взрывы. Одновременно велись работы на строительстве Мысовых тоннелей и прокладке рельсов от Северобайкальска до Нижнеангарска – бурили и взрывали предпортальные и железнодорожные выемки.

Это было непростое дело, требующее филигранного расчета, безукоризненной точности и жесткой дисциплины. Всякое бывало: однажды отлетевший при взрыве 7-килограммовый камень ударил в грудь мастера на Мысовых тоннелях, убив его на месте. Валерий Иванович вспоминает и другой случай, когда отколовшейся скальной глыбой в Сухом Молоконе (п. Нижнеангарск) разрушило дом. Хорошо, что он был нежилой!

Жизнь строителей Бурятского участка БАМа состояла, конечно, не только из тяжелых будней. Успевали и веселиться, и устраивать личную жизнь. Хоть и ютились в комнатах общежития, никто не жаловался на бытовые неудобства. Тогда даже просто отдых на Байкале помогал отвлечься и восстановить силы.
В Северобайкальске Валерий познакомился с будущей женой Оксаной, которая приехала из Бичуры.

Но на первом месте все-таки была работа, СУ-88 треста «БАМтрансвзрывпром» обслуживало огромный участок от Давана до Витима. В 1980 году Валерия перевели на участок «Кавокта». Работали в карьере, взрывали скальный грунт, затем дробилки измельчали его до щебня, который шел на отсыпку железнодорожного полотна и бетонирования Северо-Муйского тоннеля. Работали на совесть – их специализированное управление постоянно перевыполняло план. В 1983 году за ударный труд Валерий Иванович Кузнецов был награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». «Без взрывников эту дорогу бы не построили: уперся в скалу – и все!», — убежден наш строитель БАМа. И это действительно так.

В 80-х годах начали прокладывать автомобильную дорогу «Таксимо-Бодайбо», СУ-88 тоже участвовало в строительстве. В эти же года строили дороги на Молодежный ГОК и Иракинду. Работали в карьере Улан-Макит — все так же взрывали грунт для дробилок, потом щебенка шла на отсыпку дороги…
А дальше наступили 90-ые, и работы не стало, СУ-88 распалось, Валерий Иванович уволился. В 1992 году переехал из Северобайкальска в Таксимо, устроился машинистом бульдозера в СМУ-251 в отдел главного механика.
В 2000 году ушел на заслуженный отдых.

И сейчас, в 2024-ом, Валерий Иванович Кузнецов будет по праву отмечать полувековой юбилей великой стройки, в которой есть и частичка его труда. Для него это были лучшие моменты в жизни, славные и незабываемые.

Поделитесь своим мнением в соцсетях

Facebook
VK
Twitter
OK
Telegram