Топонимы Муйского района с легендами и преданиями

В 1856 году были открыты золотоносные россыпи по реке Бамбуйка, а затем и Витиму. Открылись прииски, пришли люди из разных мест России, началось заселение и освоение нашего северного края. В результате образовалась сложная топонимика в виде наслоения географических названий различного языкового происхождения: эвенкийского, тюркского, бурятского и русского. Некоторые из них дошли до нашего времени, претерпев значительные изменения. Преобладают топонимы эвенкийского происхождения.
Названия гидронимов (рек) формировались разными путями — эвенки чаще всего учитывали как особенности местности и самой реки, так и наличие рыбы, зверя, птицы и т.д. Другие народы, пришедшие сюда позже, не меняли сложившуюся систему географических названий. Русские обычно вносили дополнительные уточняющие определения: Правый (-ая), Левый (-ая), Нижний (-яя). Например, Верхняя Ангара.
При наименовании железнодорожных станций и разъездов строители Байкало-Амурской магистрали сохранили исторически сложившиеся названия этих мест. Только станция Кюхельбекерская и разъезд Лодья связаны с именами людей. В конце 80-х годов вышел приказ МПС о переименовании станции Янчукан в Кюхельбекерскую для увековечивания памяти декабристов, братьев Вильгельма Карловича и Михаила Карловича Кюхельбекеров, которые жили на поселении в Бурятии в 30-е годы XIX века. По просьбе института Сибгипротранса г. Новосибирска железнодорожный разъезд на 1492 км носит имя изыскателя трассы БАМа Лодья Яна Густовича (1923-1973 гг.), жизнь которого скоропостижно оборвалась за год до начала строительства БАМа.
Всего изучено 40 названий рек, 3 озёр, 13 поселений, 9 станций, 30 разъездов. Эвенкийское происхождение имеют 55 наименований.
Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:

Таксимо

Название посёлка «Таксимо» краеведы переводят с эвенкийского языка по-разному:
— А.Н. Шубин считает, что Таксимо – это «чаша, низменное место»;
— А.П. Зотов утверждает, что Таксимо произошло от эвенкийского слова «Таксама», которое переводится как «место, где имеется гончарная глина»;
— Г.А. Верхотурова и В.Ф. Жерлов переводят как «сосновый бор»;
— в эвенкийско-русском словаре под редакцией Е.В. Болдыревой «такса» – «глина», «мо» — «дерево». Можно перевести «глина» и «дерево»;
— в эвенкийско-русском словаре под редакцией Г.М. Василевич «таксэ» — «чаша», «мо» – «дерево». Поэтому переводится – «деревянная чаша»;
— на сайте «Топонимика БАМа» (bam.railways.ru/topomimika/index.html) «ТаксимО» – это «глинистый».
В Каларском районе Забайкальского края протекает река ТаксимА, которая является правым притоком Витима.
«Ма» – словообразовательный суффикс, указывающий на отличительный признак предмета, как в русском языке – суффиксы -ист-, -ян-. Например, топоним «Парама» переводится как «безлесный», «Мома» (Мама) – «деревянный».
Поэтому вариант перевода «Таксимо» с эвенкийского «глинистый», является наиболее достоверным.
Первые сведения о Таксимо относятся к 1910 году. Вначале это было таёжное поселение, в 30-50 годы XX столетия – колхоз, 60-70 годы ХХ века – охотничье-промысловый посёлок. С 1980 года бамовский посёлок. Строители БАМа построили новый современный посёлок городского типа. Вокзал и посёлок железнодорожников возводили посланцы двух союзных республик – Белоруссии и Латвии (БелБАМ, ЛатБАМ). С 1989 года Таксимо – районный центр Муйского района.

Местные предания о Таксимо

Легенда о Таксиме

На левом берегу реки Муи находятся Таксимовские гольцы. Если присмотреться к ним, то можно увидеть, что гряда гор напоминает профиль женской головы…
В давние времена здесь жила прекрасная девушка Таксима. Родители хотели выдать её замуж за Шамана, который давно был влюблён в неё. Таксима не соглашалась, потому что ей нравился другой юноша. Молодые люди решили убежать, но Шаман стал их преследовать. Сорвавшись с крутого утёса, погиб избранник Таксимы. Тогда она бросилась в реку… и окаменела. Так образовалась девушка-гора. (Записано со слов Ангарской Виктории, Шоёновой Веры в 1997г.)

Легенда о Такси и Мо

Много лет назад жили на берегу реки Муи люди, которые пришли сюда из других земель. Прекрасная Такси и молодой охотник Мо полюбили друг друга и решили пожениться. Но родители Такси были против, они хотели выдать замуж свою дочь за богатого важного Шамана. Такси и Мо решили бежать. Они ушли незаметно из дома и стали подниматься в гору. Шаман отправился в погоню, напустил чары на беглецов. Мо неожиданно ослабел и упал вниз с высокого утёса. Такси окаменела от горя и превратилась в Таксимовские гольцы, напоминающие женский профиль. (Записано со слов старожилов. Литературно обработано Л.Г. Евстроповой)

МУЯ

Муя – река. Это распространенный эвенкийский топоним на территории Муйского района. Имеет три перевода с эвенкийского: 1. «му» – «вода»; 2. «муе» – «рубеж», «граница»; 3. «муе» – «край», «окраина».
Река берёт начало в отрогах Южно-Муйского хребта и течёт в северо-восточном направлении. Впадает в реку Витим. Это типичная горная река. Протяжённость реки около 200 км, площадь бассейна более 10000 км². Имеет много притоков разной длины. Наиболее крупные притоки: Муякан, Мудирикан. На реке Муя расположен посёлок Таксимо и село Усть-Муя.
Село Муя – старейшее поселение района, возникшее в 1894-1895 годах. По воспоминаниям краеведа А.С. Герасимовой, «первым жителем поселка был якут Малышев Николай Васильевич». Со временем заселились не только русские, но и представители многих других национальностей. Жители занимались земледелием, охотой, рыбалкой. В 1922 году с приходом Советской власти была проведена земельная реформа. Был образован Муйский сельский совет. В 1927 году обществом построили начальную школу. В селе находился пункт приема пушнины от Баунтовского коопзверопромхоза, два магазина, почтовое отделение, клуб, библиотека, столовая, больница на 15 коек, аптека. В 1950 году открылся аэропорт, на котором приземлялись самолёты Як-12, Ан-2. Село было центром Муйской долины до строительства в 1947 году посёлка Усть-Муя.

Предание «Муя»

— По Витиму жили два брата Гурча и Хилтыхэн. Случилась между ними ссора. Братья поругались, да так, что один другого стал прогонять с Витима. Хилтыхэн был хитрее и сумел прогнать Гурчу. Гурча затаил на своего брата злобу и откочевал за Витим, через долину в глухую тайгу.
В той тайге Гурча со своим родом еще сильнее разбогател: развел множество оленей, родня ему давала много пушнины, и он ей торговал со скупщиками. Когда Хилтыхэн услышал, что брат его разбогател пуще прежнего, что в той тайге зверей больше, чем на Витиме родится, он задумал перекочевать в брату Гурче. Гурча – тунгус тоже себе на уме был, взял и перевел свой род поближе к реке, которая шла по долине, устроил для брата засаду.
Хилтыхэн подошел к реке, и в него полетели стрелы, брат не стал силой прорываться через реку, ушел снова на Витим.
Через несколько лет Хилтыхэн опять подошел к реке, но Гурча, как и прежде, не пускал его в свою тайгу и сказал:
— Пусть эта река разделяет нас, я к тебе не буду ходить, ты ко мне. Не переступай реки.
Хилтыхэн чуть от этих слов не лопнул. Злился на брата, но не мог с ним ничего сделать.
Река по долине навечно разделила двух братьев. От этого ее тунгусы начали называть Муей, а вместе с ней прозвали Муей и всю долину, которая тянется на много сот верст.
Гурча и Хилтыхэн прожили всю жизнь врозь, до самой смерти не видели друг друга, потому что их разделяла граница. От этой границы и название пошло.
(из записок фольклористов 30-х, 40-х годов ХХ века).

Как произошло название «Муйская долина»

Муйская долина, так назвали её совсем недавно, при наших прадедах — рассказывали раньше старики. Случилось это совсем просто. Раньше тунгусы кочевали по всей земле свободно, куда хотели, туда и шли. Перейдут, бывало, Витим, выйдут на долину, которая теперь Муйской зовётся, там пойдут на Верхнюю Ангару; так целыми веками они бродили. Но вот услышали тунгусы, что якуты на Ангаре не ужились, и начали переходить на самый север, и как будто они отогнали на правый берег верхней Ангары баргутов. Тунгусы самих якутов на своей земле не видели, но мир слухом живёт, и перестали они через долину ходить. В то время по Витиму жили тунгусы из рода лалигир, а верховодил ими тунгус по имени Тамновул.
Вот этот-то Тамновул взял с собой своих нескольких родичей, отправился по Витиму к долине, чтобы проведать, правду ли люди говорят, что теперь дальше долины тунгусам охотиться нельзя, что на них нападут баргуты или якуты.
Много месяцев бродил Тамновул по долине и по тайге, но никого не встретил. Повернул он назад и хотел своим родичам радостную весть сказать, что земля долины как была, так и осталась тунгусской. Но не успел он перейти обратно реку (потом её Муей назвали), как увидел человеческие следы. На тунгусские они не были похожи, и подумал Тамновул, что слухи правильные, не охотиться им больше на песцов в этих местах. Пришел Тамновул в свой род на Витим, рассказал своим людям обо всём и предупредил их, чтобы они дальше долины на север не ходили. Что там уже кочуют другие народы.
Так долина с рекой стала для рода лалигир границей, за которую они не смели ходить. За эту реку и долину назвали Муей. Долго ли так было, старики наши не помнят; когда они сюда пришли, то тунгусы с орочонами начали ходить за Мую и не боялись, что на них нападут какие-то другие люди. (Из книги «Байкальские легенды и предания» Фольклорные записи, предисловие Л.Е. Элиасова. Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1984г., с. 77).

ШАМАН

Шаман-гора. Самая высокая гора (2374 метра) Южно-Муйского хребта. Слово «шаман, саман» — эвенкийское, что значит «жрец, кудесник, колдун, идолопоклонник». Местное предание о горе Шаман объясняет, почему гора так названа.

Предание о горе Шаман

В давние времена случилась страшная засуха. Воды в реках не стало, леса повысохли. Решили люди идти к Дархану – старому шаману. Он жил в пещере.
— Спаси нас, Дархан.
— Я помогу вам, но только с условием, что никогда не будете враждовать друг с другом, не станете добывать жёлтый камень.
Взметнул руки к палящему солнцу, ударил в бубен. Налетели тучи, загремел гром, из земли забили холодные родники. Витим до краёв наполнился водой, изменил русло, направился на север. А старый Дархан упал, поливая кровью каменные россыпи. Так гора стала навсегда красной.
Люди не сдержали слова – начали искать «жёлтый камень» — золото. Рассердилась гора, над вершиной собрались грозовые тучи. И назвали гору Шаман. Название закрепилось на географических картах. В самом деле, барометр: появилось над горой облако – быть непогоде. (Записано со слов Александра Лаптева, жителя с. Усть-Муя. Напечатано в газете «Правда» от 29 июня 1975 года).

Легенда о горе Шаман

В давние-давние времена, еще когда Витим бежал в обратную сторону, а люди ничего не знали о золоте и занимались только охотой, случилась страшная засуха. Воды в речках не стало, леса повысыхали и выгорели от пожаров. Людям нечего стало есть, и они начали умирать от голода.
Тогда они задумались, пошли к старому шаману Дархану, жившему в одиночестве на высокой горе в пещере.
— Спаси нас, — упали люди на колени. – Дай нам воды и зверя, чтобы совсем не погас очаг в наших юртах.
Дархан нахмурил брови, повернулся к людям спиной и забрался в пещеру. Шесть дней и ночей не выходил из неё старый шаман. Всё это время люди стояли на коленях и ждали. На седьмой день Дархан вышел из своего убежища.
– Я помогу вам, — сказал он, — но только с одним условием, что вы никогда не будете враждовать друг с другом. И не станете добывать жёлтый камень.
Люди склонили головы под палящим солнцем, прошептали заклинание.
Откуда ни возьмись налетели тучи, загремел гром. Разломились хребты пополам, из земли забили холодные родники. Витим до краев водой наполнился, изменил своё русло, стремительный свой бег направил в обратную сторону.
Люди обрадовались, побежали за луками и стрелами, чтобы добывать зверей. И не видели они, как упал на вершине горы старый Дархан, поливая своей кровью каменные россыпи. Так и осталась гора навсегда красной.
Только люди не сдержали своего слова. Начали искать жёлтый камень, убивать друг друга. Подкарауливать на узких тропах. И тогда сердилась гора. Когда совершался какой-либо тяжкий грех, над горой собирались грозовые тучи, лил дождь, преграждая дороги бурными потоками. И дали тогда этой горе название Шаман. Так оно и укрепилось на всех картах. Шаман — своеобразный барометр. Появится над ним облако – будет дождь, туман, одним словом, нелётная погода. (Записано со слов Ивана Феоктистовича Суханова. Напечатано в газете «Муйская новь» от 24 августа 1991 года).

Легенда о горе Шаман (литературная обработка)

Вы знаете легенду о Шаман-горе? Откуда взялось это название? В честь кого она так названа? Почему гора красная? Вы не знаете? Так я вам расскажу. Слушайте.
Давным-давно это было. Тогда зимы были не такими суровыми, а лето было тёплым и влажным. Тогда и воды Витима бежали в другую сторону. По берегам реки в чумах жили эвенки. Они занимались охотой и не знали жёлтого камня…
Случилась однажды великая засуха. В небе светило яркое солнце, дни стояли жаркие. Река совсем обмелела, вода стала пропадать и вскоре совсем исчезла. Хотя была середина лета, травы пожелтели и пожухли. Звери покидали долину. Люди стали умирать от жажды и голода. С каждым днём у них оставалось всё меньше и меньше сил. Они редко выходили из своих чумов.
Понимая, что погибают, они всё-таки собрались все вместе и спросили старейшин:
— Что же делать? Скоро мы все вымрем.
Посовещались старейшины между собой и сказали, что нужно идти к шаману и просить, чтобы он отвёл эту беду.
Люди покинули свои чумы, и пошли к Великому шаману Дархану, жившему в одиночестве на высокой горе в пещере.
Их встретил седобородый старик в ветхой одежде. Он был очень стар, волосы отливали серебром. Цвет его глаз поблек, но сейчас они молодо блеснули. Он не был удивлён появлением людей у своего мрачного жилища, потому что Дархан знал, что рано или поздно они должны были прийти и попросить у него помощи. Старый шаман многое предвидел в своей жизни.
Когда-то давно Дархан не смог спасти от смерти пятилетнего мальчика от тяжёлой, неизлечимой болезни. После этого люди перестали ему верить, и шаман ушёл, поселившись на горе. С тех пор прошло много лет и зим, Дархан стал сед и мудр, и вот к нему снова пришли люди. Они упали перед ним на колени и стали просить старого шамана:
— Прости нас! Спаси нас, старый Дархан! Дай нам воды и зверей! Пожалей наших детей, чтобы не погас очаг в наших чумах.
Нахмурил брови старый шаман, посмотрел сурово, повернулся к людям спиной и ушёл в свою пещеру. Шесть дней и ночей он не выходил оттуда. И всё это время люди стояли на коленях перед пещерой и терпеливо ждали. На седьмой день вышел к ним старый шаман и сказал:
— Я помогу вам, люди. Помогу вам и вашим детям, но только с одним условием. Поклянитесь, что вы не будете враждовать между собой и никогда не будете добывать жёлтый камень.
Люди подняли головы к палящему солнцу и произнесли слова клятвы… И вдруг откуда не возьмись налетели тучи, загремел гром, засверкали молнии, пошёл дождь. Из-под земли забили родники, Витим снова наполнился водой, изменив своё русло, побежал в обратную сторону. В долину вернулись звери и птицы.
Люди обрадовались и, забыв поблагодарить шамана, побежали к реке. И никто из них не заметил, как упал, поливая своей кровью каменные россыпи, обессиленный шаман Дархан. Он отдал свою жизнь, чтобы спасти людей. Так и осталась навсегда гора красной.
Шли годы… Люди забыли про своё обещание и начали добывать жёлтый камень, подкарауливать друг друга на узких тропах и убивать. Сердилась тогда гора, собирались над нею тучи, лил дождь, преграждая дороги бурными потоками. И дали этой горе название Шаман. (Под руководством учителя
Л.Г. Евстроповой литературно обработала Упорова Надежда, ученица 9 класса школы №1 п. Таксимо в 1993 году).

КАРАЛОН

Каралон – река на северо-востоке Муйского района. Название «Каралон» имеет четыре перевода:
1. с бурятского языка «кара» – «чёрный»;
2. с эвенкийского «кара» – «темное, нехорошее место»;
3. с тюркского «кара» – «рысь серо-жёлтого цвета»;
4. с тюркского – «рысь на лоне природы».
Каралон – прииск, исчезнувшее поселение, которое возникло в 1898 году в связи с открытием месторождения россыпного золота, находящегося в долине реки Каралон.
Первоначально Каралон назывался Средним Орловым, а на топографических картах – Куроло-Королон. Со временем написание изменилось на Каралон. Старатели, открывшие его, продали права на месторождение золотопромышленнику Я.Д. Фризеру.
Прииск в начале ХХ века строился быстро. Вскоре число только семейных рабочих составляло 200 человек. В Каралоне Я.Д. Фризер построил больницу, церковь.
В годы советской власти Каралон входил в состав Муйского сельского совета. Закрылся в 1962 году. Месторождение было законсервировано. Работы по добыче золота возобновились во второй половине 80-х годов ХХ века.

Легенда о Каралоне

Каралон встретила молодого человека, полюбила его. Вскоре они надумали пожениться. Венчаться решили в Бодайбо. Добраться туда можно было только по Витиму. Молодые люди отправились туда в лодке-долблёнке. Путешествие было опасным. На одном из быстрых перекатов лодка ударилась о большой камень и раскололась. Невеста и жених долго боролись с сильным течением, но силы были неравны. Ниже переката их затянуло в крутящееся улово. Здесь навсегда остались жених и невеста. А улово с тех пор называется Венчальным. (Из книги Г.А. Верхотуровой, В.Ф. Жерлова «Золотой край Бурятии», с. 210, изд. г. Улан-Удэ, 2001 год).

Поделитесь своим мнением в соцсетях

Facebook
VK
Twitter
OK
Telegram