В настоящее время участились факты криминальных действий, совершаемых с использованием средств мобильной связи, или так называемых «телефонных» мошенничеств. И, к сожалению, многие жители Бурятии зачастую оказываются в печальном «списке пострадавших».
Преступники постоянно изобретают все более изощренные способы «отъема денег» у доверчивых граждан. Так, помнится, раньше часто звонили на стационарный телефон с «известием» о попавшем в ДТП родственнике, которому срочно нужно помочь финансово (сейчас тоже бывает, но реже) или, чуть позднее, фиктивная служба безопасности банка пугала тревожными звонками на сотовый о каких-то действиях с нашим счетом.
Теперь же аферисты используют «многоходовку», то есть планомерно запугивают (и запутывают) потенциального «клиента» зловещим сценарием с участием нескольких «актеров», начиная от «оператора сотовой связи» и заканчивая сотрудниками следственного комитета или ФСБ.
Вот история одной пострадавшей.
В начале апреля в дежурную часть г. Улан-Удэ поступило обращение от гр. Б.1961 года рождения, работающей кастеляншей в лицее. Она заявила, что в мессенджере «Telegram» ей пришло сообщение якобы от директора лицея, которая спрашивала, не разговаривала ли она с сотрудником ФСБ Ждановым. После отрицательного ответа «директор» продолжила переписку и написала, что в ФСБ проводится проверка и даже прислала фото постановления «УФСБ по г. Улан-Удэ» (!), в котором было указано, что, дескать, по банковским счетам гр. Б. совершены попытки хищения денежных средств. Затем пострадавшей поступил звонок в мессенджере «Telegram» от «сотрудника ФСБ Жданова», в ходе разговора мужчина дезинформировал, что некие мошенники завладели личными данными гр. Б и пытаются оформить на ее имя автокредит. При этом он сообщил, что сейчас с ней свяжется «сотрудник Росфинмониторинга Румянцева» и даст рекомендации по безопасности. Лжесотрудник, в свою очередь, напугав, что мошенники подали заявку в банк на оформление автокредита на сумму 600 000 рублей, «порекомендовала» опередить их и оформить автокредит на данную сумму, при этом в разговоре с банковскими работниками нужно вести себя уверенно и подтвердить, что хочет оформить автокредит для покупки автомашины своим детям… Что женщина и сделала. Затем кредитные денежные средства перевела через банкомат на будто бы специально созданные Росфинмониторингом «безопасные счета». Но на этом аферисты не успокоились. На следующий день на гр. Б. снова вышла «сотрудник Румянцева» и убедила взять еще один автокредит на сумму 700 000 рублей в другом банке. Только после третьего подобного звонка-указания оформить кредит на крупную сумму женщина заподозрила неладное и наконец-то догадалась спросить у директора, писала ли она ей в мессенджере «Telegram», на что получила отрицательный ответ. Таким образом гр. Б причинён материальный ущерб на сумму 1 307 000 рублей!
При этом установлено, что она присутствовала на двух профилактических мероприятиях, проводимых сотрудниками полиции по месту ее работы. О данном способе мошенничества знала, но в первую очередь у нее проявился страх за свою финансовую безопасность, в связи с чем здравый смысл и знания о способах мошенничества были оттеснены на задний план.
Как же противостоять телефонным мошенникам?
-Не отвечайте на звонки с незнакомых номеров.
— Прервите разговор, если он касается финансовых вопросов.
-Не торопитесь принимать решение.
-Проверьте информацию в Интернете или обратитесь за помощью к близким родственникам.
— Не перезванивайте по незнакомым номерам.
-Самостоятельно позвоните близкому человеку
(в банк, в организацию).
-Не сообщайте CVV\CVC и иные данные банковских карт.
Возьмите паузу и спросите совета у родных и друзей