65 лет назад произошло знаменитое Муйское землетрясение

Интенсивность сотрясений в эпицентре составила 10 баллов. Координаты эпицентра: 56,2 с.ш., 116,4 в.д.

Группа ученых Иркутского государственного университета, Восточно-Сибирского филиала Академии наук СССР, института физики Земли Академии наук СССР побывала на месте происшествия сразу после землетрясения.

«Утром 27 июня 1957 года в северной части Читинской области в бассейне среднего течения реки Витим произошло землетрясение, одно из самых сильных, когда-либо замеченных в Восточной Сибири…Сильное землетрясение ощущалось в верховьях р. Нижней Тунгуски и на станции Могоча, в устье р. Витима и в г. Чите, отчетливо чувствовалось в г. Благовещенске. Землетрясение было зарегистрировано всеми сейсмическими станциями мира… По данным центральной сейсмической станции «Москва», глубина очага Муйского землетрясения оценивается в 20 километров, а энергетические расчеты показали, что сила землетрясения соответствует десяти баллам, то есть по международной двенадцатибалльной шкале оно относится к «необыкновенно опустошительным» (11 баллов – «катастрофическое», 12 баллов — «мировая катастрофа»… — писали участники экспедиции в газете «Восточно-Сибирская правда» (13 октября 1957г. №241).

«Район Муйского землетрясения, эпицентральная область которого приурочена к Намаракитской впадине, ранее считался практически асейсмичным. В результате землетрясения возникла сложная система сейсмодислокаций общей протяженностью около 30 км. Вследствие опускания впадины в ней образовалось озеро Новый Намаракит. Сейсмогравитационные смещения грунтов (обвалы, осыпи) наблюдались на площади более 50 тыс. км2, при эпицентральных расстояниях до 350 км. Общая площадь зоны ощутимых сотрясений превышает 2 млн. км2. На больших расстояниях наблюдалось изменение режима подземных вод. На местном курорте «Горячий ключ» в 180 км от эпицентра резко повысился дебит источника, а температура воды с 42-43° повысилась до 47-48°. В г. Чита уровень глубоких подземных вод в трех скважинах пункта водоснабжения поднялся на 2 м, дебит их повысился с 60 до 100 м3/час.» РГОН

«Землетрясение не вызвало никаких жертв, так как площадь лежит в труднодоступной части хребтов Южно-Муйского и Удокан. И если в поселках, расположенных в удалении нескольких сот километров от центра землетрясения, были повреждены или разрушены печи, то сами дома сибирской рубки остались невредимыми (они прекрасно выдерживают даже 9-10-балльные землетрясения, когда от каменных домов остаются лишь одни развалины.» Восточно-Сибирская правда (13 октября 1957г. №241)

В г. Бодайбо (250 км от эпицентра) отмечено растрескивание печей, частичное разрушение труб, в отдельных домах — падение штукатурки. В Чите (490 км от эпицентра) в ряде зданий появились трещины, обвалилась штукатурка.

«Место эпицентра – пункта, лежащего на земной поверхности над очагом землетрясения, было вычислено еще в Иркутске по материалам, полученным с 29 удаленных сейсмических станций (Москва, Средняя Азия, Сахалин, Камчатка и др.). Оно приходилось на район почти недоступных ущелий Удоканского хребта. Поэтому поиски было решено провести на самолете. 30 июля мы вылетели из поселка Муя и по ущельям Южно-Муйского и Удоканского хребтов начали облет предполагаемой эпицентральной зоны. Самолет мастерски и смело на небольшой высоте среди скалистых склонов гольцов и грозовых туч вел В.И. Дмитриенко. Недалеко от пункта, определенного по вычислениям Иркутской сейсмической станции, нам удалось найти эпицентр землетрясения. Кругом здесь были видны яркие следы недавней катастрофы: громадные обвалы и свежие осыпи на склонах гор, изломанные, вывернутые с конями деревья и громадные зияющие трещины в земле длиной до нескольких сот метров. Обследование области Муйского землетрясения показало исключительно сложные условия распространения сейсмических волн в центральной части Восточной Сибири. Сила землетрясения измерялась здесь не постепенно, а скачкообразно. Ряд пунктов, расположенных вблизи центра землетрясения, пострадал значительно слабее, чем некоторые участки, находящиеся в 200-250 километрах в удалении от него». (Восточно-Сибирская правда (13 октября 1957г. №241). Возможно, именно по этой причине, Муйское землетрясение не сохранилось в памяти жителей поселков Муя, Усть-Муя, Неляты.

Поделитесь своим мнением в соцсетях

Facebook
VK
Twitter
OK
Telegram