Из истории становления местного самоуправления в Муйском районе

В 1989 году 23 октября Указом Верховного Совета РСФСР за счет выделения северной территории Баунтовского и восточной территории Северо-Байкальского районов был образован Муйский район. После выхода этого Указа началась работа оргкомитета и избирательной комиссии по организации и проведению выборов народных депутатов. Всего во вновь образованном районе было создано 54 избирательных участка. Выборы прошли, депутатов избрали, и вот – 18 мая 1990 г. состоялась первая организационная сессия народных депутатов.

В соответствии с Законом о выборах народных депутатов организационную сессию открыл председатель районной избирательной комиссии Т.Н. Миранов. Он подвел итоги выборов и предложил избрать председателя и секретаря сессии.

Обширной была повестка первой сессии. Это и утверждение границ района, и избрание председателя районного Совета, его заместителя и постоянных депутатских комиссий. А также избрание Председателя районного исполнительного комитета, его заместителей и всего состава нового исполнительного комитета, то есть руководителей отделов и служб.

Достаточно конструктивно, без особых споров, прошла работа сессии. Председателем районного Совета был избран А.М. Чесноков. Председателем районного исполнительного комитета — А.П. Зенченко. Его заместителями стали В.И. Трофимов, О.Г. Буянтуев и Н.А. Иванова.

Руководителями отделов были утверждены: орг. отдел – А.Н. Яковлева, райфо – М.А. Мальсагов, отдел соц. обеспечения – О.В. Гореева, отдел строительства и архитектуры – О.В. Мурашов, отдел по труду и социальным вопросам — Т.К. Рахматулина, отдел культуры – Л.И. Кондаков, архив – З.Н. Гармаева, спорткомитет — В.Д. Миронов, районо – С.Ю. Мурзин, начальник РОВД – В.П. Басов, начальник управления ЖКХ – А.М. Шигланов, ЗАГС – Н.В. Помилой, комитет по охране природы – В.В. Ворошилов, управляющий делами – А.И. Киргизов.

Было избрано (организовано) семь постоянных депутатских комиссий. Большую работу в проведении выборов, в подготовке и проведении первой сессии проделали избирком во главе с Т.Н. Мирановым и оргкомитет, возглавляемый А.Г. Дергачевым. И справились с поставленной задачей (хотя не имели опыта в этой работе) достаточно профессионально. Работать бы этой власти долго и конструктивно, но… Все мы помним то ельцинское время, когда и власти-то как таковой в государстве не было, развал промышленности и экономики в целом, дележ имущества, рейдерские захваты, разгул бандитизма и, как следствие, пертурбация законов и чехарда во власти. Это потом, в июне 1991 года выйдет Закон «О местном самоуправлении в РСФСР» и 29 ноября того же года — Закон «О местном самоуправлении в Республике Бурятия», изменения и дополнения в которые вносятся и по сей день.

А до принятия этих законодательных актов 15 октября 1990 года вышло постановление Верховного Совета Бурятской ССР «О структуре управления в местных Советах народных депутатов в Бурятской ССР», которое, на мой взгляд, внесло некоторый разлад между законодательной и исполнительной властями. Не знаю, как в других районах, а в Муйском этого нельзя было не заметить. Для того чтобы читатель понял, о чем идет речь, приведу 2 пункт этого постановления: «Рекомендовать Советам народных депутатов всех уровней принять за основу структуру управления, предусматривающую в переходный период совмещение должностей председателей Совета и исполкома, придав Президиуму Совета не только законодательные, но и распорядительно-исполнительные функции. Рассмотреть вопросы изменения структур управления местными Советами на очередных сессиях Советов народных депутатов». Из текста ясно видно, что исполнительные комитеты упраздняются. А как воспримут это и руководители, и члены исполнительной власти – мне кажется, верховную власть мало волновало. В итоге все взяли под козырек и приступили к подготовке новой структуры управления в соответствии с рекомендациями Верховного Совета. Оргкомитет районного Совета (я тоже входил в состав оргкомитета) по подготовке новой структуры подготовил свой вариант структуры управления местными Советами, обсуждал ее открыто и представил на вторую сессию Муйского районного Совета народных депутатов для обсуждения и принятия 26 октября 1990 года. Свой вариант структуры управления готовил и районный исполнительный комитет во главе с А.П. Зенченко.

Основным вопросом второй сессии конечно же был вопрос об изменении структуры районного Совета. О принятых решениях по другим вопросам повестки я расскажу чуть позже.

С докладом выступил А.М. Чесноков. Понятно, что в основе выступления было обсуждение Постановления Верховного Совета Бурятской ССР «О структуре управления в местных Советах Бурятской ССР». Приведу некоторые выдержки из его выступления:

— «Красной нитью этого постановления проходит мысль о повышении роли и значимости депутатского корпуса, повышении его авторитета, активизации работы депутатов всех уровней, то есть чтобы на самом деле, а не на бумаге осуществлять принципы народовластия…»;

— «…Если, прежде всего, будем думать о дележе портфелей, а не о людях, которые нам доверили и стоят за нами, это только усугубит положение дел…»;

— «…Нам нужна сильная исполнительная власть. Мы с вами, депутатами, без квалифицированных и высокопрофессиональных специалистов мало чего добьемся…»;

— «…Давайте на время обсуждения забудем о том, кто будет стоять во главе районного Совета (это не главное), основное то – необходимо, поспорив, поразмыслив, найти и определиться по наиболее эффективной структуре управления».

Многие депутаты склонялись к структуре, предложенной оргкомитетом, потому что она предусматривала тесную связь отделов райсовета и постоянных депутатских комиссий, создание Президиума, в который входили бы председатели поселковых и сельских Советов, а также их заместители. Данная структура предусматривала председателя райсовета и всего двух заместителей. Предложил свою структуру и районный исполнительный комитет, правда, до самой сессии он держал ее в секрете.

При обсуждении обеих структур председатель оргкомитета А.Г. Дергачев сказал: «Как член Президиума районного Совета и председатель оргкомитета, хочу высказать свое отношение к предложенной оргкомитетом структуре власти. Важным моментом является то, что в ней ясно прослеживается связь депутатов и отделов по параллелям. А в структуре А.П. Зенченко это не предусмотрено. На заседании Президиума перед сессией Александр Петрович наотрез отказался показать свою структуру. Возможно, был бы обсужден и его вариант». На что А.П. Зенченко ответил: «Работа депутатских комиссий в моей (заметьте, читатели, не нашей, а моей) схеме предусматривается, только схематично не изображена. Оргкомитет меня как председателя РИК ни разу не пригласил на свое заседание при обсуждении структуры, и аппарат не был ознакомлен с предлагаемой структурой». Конечно же, Александр Петрович, мягко говоря, лукавил, на что я, в то время заместитель председателя районного Совета, ответил и А.П. Зенченко, и депутатам сессии: «С аппаратом исполкома было назначено совещание, но по какой-то причине т. А.П. Зенченко отказался от его проведения, считая, что президиум и оргкомитет не подготовили вопрос». Вопрос, конечно же, был проработан. Поступок А.П. Зенченко, как я считал тогда и остаюсь при этом мнении и сегодня, не что иное, как проявление личных амбиций.
В дальнейшем это еще не один раз проявится и уже даже в ходе этой сессии. После длительного обсуждения обеих структур, — а выступило в прениях более 40 депутатов и приглашенных, — вопрос был поставлен на голосование. За структуру, предложенную оргкомитетом, проголосовало: «за» – 44, «против» -2, «воздержались» – 4. Выносить на голосование структуру, предложенную райисполкомом, уже не имело смысла.

Так в Муйском районе строилась власть депутатского корпуса. Это потом будет принят закон «О местном самоуправлении в РСФСР», Республике Бурятия, это потом появится исполнительная власть в виде администрации муниципальных образований. А тогда это было только начало.

Замечу, после принятия новой структуры районного Совета А.П. Зенченко отказался работать первым заместителем председателя районного Совета, его примеру последовали теперь уже бывшие члены райисполкома: Л.И. Кондаков, С.Ю. Мурзин, М.А. Мальсагов, В.И. Трофимов. Я по- человечески понимал тогда состояние каждого. Однако, поостыв, все, кроме А.П. Зенченко, остались работать в новой структуре власти. А А.П. Зенченко, многие читателя помнят, возглавил филиал банка «Бамкредит». Что из этого получилось, многие тоже помнят.

На этой сессии учредителями районной газеты «Муйская новь» выступили Муйский райком КПСС и Муйский районный Совет народных депутатов, учрежден районный комитет по охране природы. И на этой же сессии депутаты районного Совета отстояли перед транспортной прокуратурой своего коллегу – машиниста тепловоза Б.В. Голубкова, не дав согласия на снятие с него депутатских полномочий, полностью и объективно разобравшись в причинах аварии на обходе Северомуйского хребта в декабре аж 1987 года.

Так закончилась вторая сессия Муйского районного Совета народных депутатов, положившая начало зарождавшемуся местному самоуправлению.

Поделитесь своим мнением в соцсетях

Facebook
VK
Twitter
OK
Telegram