С фронтовым армейским приветом: «До последнего дня борюсь с немецкой сворой…»

Эти пожелтевшие от времени листки бумаги, исписанные выцветшими чернилами и карандашом, – бесценная реликвия семьи Мирошниковых. Бережно хранит Александр Владимирович четыре письма своего деда (на самом деле их было больше, некоторые переданы в музеи, остальные находятся у родственников). Радиотелеграфист Илья Кириллович Мирошников участвовал в составе 57 Армии в Сталинградской битве, освобождал Харьков, погиб на Украине в ноябре 1943 года. Ефрейтору И.К. Мирошникову было всего 24 года.

Первое письмо датировано 04.03.1943 г., последнее — 28.08. 1943 года. В далекую Кедровку и Многообещающую Косу посылал он свои весточки, и в каждом из них – любовь и уважение к близким, тоска по дому, тревожное ожидание от них ответа («Что-то я уж давно не получал»). Письма написаны простым бесхитростным языком, но читать их тяжело, комок застревает в горле. О себе — только по-военному скупые строки, все его мысли обращены к родным людям. Три раза подряд в своих письмах сообщает о ранении друга (вероятно, боится, что они не дойдут) и дважды кратко, но страшно — о гибели младшего брата Петра.

Сегодня мы публикуем фронтовые письма Ильи Кирилловича Мирошникова — настоящего героя Великой Отечественной войны, того, кто видел кровь и смерть боевых товарищей, разоренные и сожженные города и села, и кто каждый день своими делами и мыслями приближал Победу. Благодаря этим письмам, трогающим до глубины души, можно узнать, о чем думал солдат, защищая Родину, и понять подлинную драматичную суть войны. (Прим. Очень хотелось полностью сохранить в письмах орфографию и грамматику автора, но все-таки пришлось, для облегчения чтения, немного их отредактировать).

Первое письмо
(написано на разлинованной бумаге сначала чернилами, потом карандашом. На другой стороне вверху крупно выведено чернилами каллиграфическим почерком «Автобиография» и зачеркнуто карандашом)

Письмо писано 04.03.43г., понедельник.

Лети, письмо, лети, отрада, лети, родимый мой привет, лети туда, куда мне надо, и от кого я жду ответ. Письмо писать я начинаю, качаю буйной головой. И от кого я ожидаю? От любимого папаши!!!

Здравствуй, многоуважаемый папаша Кирилл Афанасьевич и мамаша Пелагея Демьяновна, сестра Афимья (Ефимия?) Кирилловна, зять Ульданов Осип (фактически его звали Юсуп), Иван Кириллович, дочь Нина, сын Владимир.

(дальше карандашом) Примите фронтовой армейский привет от Мирошникова Ильи Кирилловича. Пишу вам, что пока жив и здоров, того и вам желаю. Пропишу, что как заняли … (зачеркнуто цензурой) 14 февраля до сегодняшнего дня проживал на месте. Но сегодня находимся на отдыхе. Но сегодня поедем дальше. Начинаем продолжать гнать ненавистного врага вплоть до места. И такова наша задача. И так сказал товарищ Сталин: «Биться до Победы!»

Письма, Ванюшка, что-то я уж давно не получал. Редко пишешь. По-видимому, я тебе с одного г. Ворошиловграда письма три написал, а от тебя ни одного. Колька Альмисов получил письмо, написала (жена?), что уже убит Суевалов Федор. И Попов Иван Иванович. А вы даже и не прописали, кто жив, кто убит. Наши ребята пока все живы и здоровы, передают привет. Петру письмо писал, но ничего не могу дождаться, и уже написал с г. Ворошиловграда, не знаю, дождусь или нет. Но, Ванюшка, писать у меня больше нечего. Приказываю тебе писать письма в смысле чего я ниже вседущем (о чем – в нижеследующем?) пропишу:

1) Пропиши, что отец работает и где он работает, в каком месте зимой. 2) Как народ мыл и как доставляли и выполняли государственный план золотодобычи. 3) Как у мамки здоровье и что она работает. 4) Пропиши, как твое здоровье после твоих лечений. 5) Как готовитесь к посевной кампании и думаете или нет. И какие приняты меры, чтобы увеличить урожай. 6) Пропиши про ребят, как они там растут и что делают.7) Пропиши, что и где делает, работает Ульяна Герасимовна, где проживает и чем занимается – поподробнее обрисуй это дело! 8) Пропиши, как с продуктами у вас дело. 9) Пропиши, что делает тесть Герасим Родионович. Ну, может, еще что-нибудь пропишешь…

Но ваша задача уже надо будет готовиться к посевной. Как можно больше увеличить посевную. Ну, пока, Ванюшка, у меня все! Пока, до свидания, остаюсь жив и здоров, того и вам желаю.

Мирошников Илья Кириллович

Второе письмо
(написано на фронтовом почтовом бланке. Адрес – чернилами, само письмо карандашом)
Смерть немецким оккупантам!
Воинское
Бурят-Монгольская АССР, Баунтовский район, п. Кедровка, М.О.К., Кириллу Афанасьевичу Мирошникову

Полевая почта №35636.Н. от Мирошникова Ильи К. (на штампе по кругу слова «полевая почта», посередине цифры 29643 – скорее всего, это дата регистрации письма на полевой почте — 29 июня 1943 года)

(Линия, под ней написано «выше черты не писать»)

Добрый день, веселая ночь, здравствуйте многоуважаемый дядя Савелий Афанасьевич и тетка Мария, Федор, Шура и Нина! Примите фронтовой армейский привет от Мирошникова Ильи К. Во первых строках моего письма пропишу, что я жив и здоров, того и вам желаю. Живу я пока хорошо, а дальше как бог даст. Нахожусь …(зачеркнуто цензурой) на другом участке. Пропишу вам про одно несчастье, на Сталинградском фронте за одну превосходящую высоту в марте месяце был убит Петр Кириллович, получил извещение 20 мая 1943 года. Вот о чем хотел вам сообщить.

Но я пока до последнего дня борюсь с немецкой сворой и буду бить до последней капли крови, чтоб отомстить за младшего брата.
Но пока до … (неразборчиво) остаюсь жив и здоров, того и вам желаю. Работайте больше с усиленной энергией.
Мирошников И.

(Линия, под ней написано «ниже черты не писать»)

Третье письмо
(написано на вырванном форзаце из медицинской книги на немецком языке, лист разлинован, посередине одной страницы типографским шрифтом набрано: PATHOLOGY AND BACTERIOLOGY OF THE EYE COLLINS AND MAYOU, написано письмо чернилами, сначала писал четко и понятно, а потом, на следующей странице – почерк все убористее, и строки почти заходят одна на другую)

25.08.43г., 2 часа ночи. Пятница. Письмо.

Лети, письмо, лети, отрада, лети, родимый мой привет! Лети туда, куда мне надо, и от кого я жду привет! Письмо писать я начинаю, качаю буйной головой и от кого я ожидаю, от родимых родителей!

Здравствуйте, многоуважаемые родители, папаша и мамаша, Фима с Осипом, Иван и доча Нина и Володя!

Примите с Украины фронтовой армейский привет от Ильи Кирилловича!

Во первых строках моего письма пропишу, что пока жив и здоров, того и вам желаю. Живу пока ничего, хорошо. Сейчас работы много, потому что с 9 августа пошли в наступление и до сегодняшнего дня наступаем. Сегодня взяли … (зачеркнуто цензурой). И вот решился написать с радости с хорошим успехом нашим. Полторы недели шли ожесточенные бои день и ночь. Когда подошли кручогорода (окружили?), тогда он почувствовал, что ему то будет, что и под Сталинградом, тогда он начал сматываться. Еще здорово дерется. Но благодаря нашей усиленной авиации и артиллерии ему не поздоровилось. Наша доблестная Красная армия не только может наступать зимой, как он говорил, но она способна наступать и летом. Так что ему сейчас покоя не дают нигде, будет помнить Красную армию. Пропишу вам, что случилось небольшое несчастье под городом … (зачеркнуто цензурой), вели наблюдение 14 августа поранило моего друга Чернышова Александра в спину тремя осколками снаряда. Но ничего чувствовал сам себя. Увезли в госпиталь, но еще есть ряд других, но особо ничего нет опасного. А остальные все живы и здоровы. Передайте привет их женам. Но сейчас продвигаемся вперед с большим удовольствием.
Еще лучше … (неразборчиво) будем бить врага до полного разгрома гитлеровской своры.

Вот, мамочки, вы же плохо или хорошо там живете, а тут мирное население какие переносит страсти и мучения. Черт, паразит все поразбивал, посжигал, поразграбил мирное население, которые населенные пункты все пожег, превратил в пустыню, только уж так переживает мирное население, черт его знает, но только так еще и изгаляется над людьми, некоторых живьем сжигает. Вот что делает проклятый враг. Но мы ему все равно отомстим за братьев, отцов, матерей.

Пропишу, что письма от вас давно что-то не получал. Последнее получил, в котором были нарисованы Нинины и Володины ручки. Но вам уже, кажется, 4 письма пишу на ответ, а остальные никто не пишет. Писал-писал, а ответа нет. Как-то получил письмо от Ульяны, послала фотокарточку. Но я ей не отписывался, так что не стоит бумагу переводить, не заслуживает. Ванюшка, пропиши, что там дальше будет творить. Ванюшка, опиши, как работали, как урожай — все, какие есть новости. Кто пришел домой – там все опиши. Ты там, Ванюшка, печатай почаще.

Но пока до свидания, остаюсь жив и здоров, того и вам желаю. Работайте больше и лучше для быстрейшего разгрома врага, а мы постараемся ускорить Победу. Ну, все, спать ложусь. Пока, до свидания.

Четвертое письмо

28.08.43г. Письмо с Украины!!!

Лети, письмо, лети, отрада, лети, родимый мой привет, лети туда, куда мне надо, и от кого я жду ответ.

Здравствуйте, многоуважаемые родители: папаша и мамаша, Исуп (Осип?) с Фимой, Иван с Верой! И дочь Нина, сын Владимир!

Примите с Украины фронтовой армейский привет от Мирошникова Ильи Кирилловича.

Во первых строках моего письма пропишу, что пока жив и здоров, того и вам желаю в дальнейшей вашей жизни!

Во-первых, разрешите вас поздравить, Ванюшка, с новой молодой жизни (женой?) Вера (Верой?) с законным браком и желаю всего хорошего в вашей дальнейшей жизни. Жить и наслаждаться, что только дала возможность природа. И не обижайтесь, что мои мысли выразились в таком глубоком чувстве! Я желаю работать как можно больше!!! А мы, так и быть, уж драться с немцами до полного разгрома немецких захватчиков. Сейчас я нахожусь в ожесточенных боях за г. Харьков (было зачеркнуто цензурой, но можно прочитать) и заняли 24 августа и продолжаем продвигаться вперед по Украине. Пропишу вам, что получилось небольшое несчастье. Вели наблюдение за г. Харьковом (тоже было зачеркнуто, но разобрать можно). Вел противник сильный артиллерийский огонь и 14 августа поранило моего друга Чернышова Александра тремя осколками в спину. Но ничего, лежит в госпитале, скоро, наверное, выпишется, придет к нам в часть. Некоторых потеряли, но не без этого, что поделать.

Но пропишу, что письмо твое получил 28 августа, за которое очень благодарю. Ванюшка, я тебе письма часто пишу, но ты почему-то плохо получаешь. Я твои помаленьку получаю, хоть не так часто, но получаю.

Допишу про Петра. Про Петра я вам раньше прописывал. 22 мая отправлял вам письмо, вот в нем все указано, что получилось, так что от него письма не получите.
Ты, Ванюшка, знаешь, где я служу, работаю. Не знаешь, чем у вас только есть только в Кедровке, которое слушаете Информбюро (Москва). У вас этого нет, так я начальником этого прибора! Работа хорошая, хоть долго учился, но ничего, работаю хорошо.

Ванюшка, ты пропиши подробнее, я не могу вспомнить, чья (твоя жена?)? После меня приехала разве? Чего-то я не могу вспомнить – Александрова Вера, с откуда она? Но, Ванюшка, пропиши, где живете, на террасе или внизу. Теперь пропиши, как урожай, как мылось летом (в смысле — как добывалось золото), особенно пропиши, кто пришел домой, может, кто-то из моих друзей пришел. Вот это пропиши. Как сплав летом был?

Но про Ульяну я знаю, что творит, пропишу, что она промотала. Как мои ребята, как они одеты, как растут, как живут с бабушкой? А Ульяну не знаю, что ей сделать. Ну ладно, не буду расстраивать, пускай что хочет, то и делает. Раньше времени нечего толковать. А потом посмотрим, слинять сказал (скажу?).

Ну пока, до свидания, остаюсь жив и здоров, того и вам желаю. Но, Ванюшка, все покамись. Пиши письма почаще. Привет всем! И ожидаю ото всех писем.

Мирошников Илья Кириллович

В газете «Витимские зори» от 9 мая 1987 года было напечатано еще одно письмо Ильи Кирилловича Мирошникова – от 20 августа 1943 года:

Здравствуйте, многоуважаемые родители, папаша и мамаша, Ефимия с Осипом, Иван, дочь Нина и Володя. Примите из Украины фронтовой армейский привет от Ильи Кирилловича.

Во первых строках моего письма пропишу, пока жив и здоров… Живу я сейчас веселой жизнью, потому что 9 августа пошли в наступление и в настоящее время находимся в ожесточенных боях за … на подступах к … (зачеркнуто военной цензурой) находимся. Пишу письмо в поле под артиллерийским огнем. Пропишу, что 15 числа поранило моего друга Чернышова Александра тремя осколками в спину, но ничего. Ходит на ногах, увезли в госпиталь. Остальные все живы и здоровы. Воюем крепко, до полного разгрома врага.

Но пока, до свидания…

Мирошников Илья Кириллович

Поделитесь своим мнением в соцсетях

Facebook
VK
Twitter
OK
Telegram