Электронная трудовая книжка – реальность

С 1 января 2020 года, согласно федеральным законам 439 и 436 – ФЗ, в России введены электронные трудовые книжки. В течение 2020 года гражданам необходимо решить – перейти на электронную трудовую книжку или оставить бумажный вариант. У тех, кто впервые устроится на работу с 2021 года, все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.

О том, какие преимущества электронный вид документа имеет перед бумажным носителем, рассказал заместитель управляющего Отделением ПФР по Республике Бурятия Вячеслав Барнадаев.

Вячеслав Анатольевич, расскажите, в отличие от бумажной версии, какая информация будет содержаться в электронной трудовой книжке?

— По составу данных обе книжки почти идентичны – места и периоды работы, даты приема, перевода и увольнения, должность сотрудника, квалификация, основания прекращения трудовых отношений так же будут отражены в электронной версии.

А при увольнении информация о трудовой деятельности будет фиксироваться только в электронном виде?

— Нет, при увольнении работодатель будет обязан выдать сведения о трудовой деятельности либо на бумаге, либо в электронном виде (если у работодателя есть такая возможность). В случае сохранения бумажной трудовой книжки, данные будут фиксироваться в ней.

Предположим, что гражданину нужна для получения кредита выписка из трудовой книжки. Как ее можно будет получить?

— Сейчас Вы идете в отдел кадров и просите ее сделать. Это не всегда быстро – по закону в течение трех дней. Если все будет в цифровом виде, то через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России pfrf.ru вы можете эту же услугу получить за минуту- сразу распечатать выписку или отправить ее по электронной почте в любую организацию. И ее везде примут.

А помимо личного кабинета ПФР есть еще способы получить сведения из электронной трудовой книжки?

— Сведения из электронной трудовой книжки можно будет получить через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России — pfrf.ru и на сайте Портала государственных услуг — gosuslugi.ru.

Чтобы войти в личный кабинет, необходимо зарегистрироваться и получить подтвержденную учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на портале Госуслуг. Если вы уже зарегистрированы на портале, для входа в личный кабинет на сайте ПФР используйте ваши логин и пароль.

Информацию из электронной трудовой книжки можно будет получить также в бумажном виде, подав заявку у работодателя (по последнему месту работы); в территориальном органе Пенсионного фонда России или в многофункциональном центре (МФЦ).

Потребует ли введение электронных трудовых книжек дополнительных материальных затрат со стороны работодателя? Например, на установку программного комплекса.

Отчетность у работодателя и так почти вся направляется в электронном виде. Разработчики программного обеспечения просто доработают пакет бухгалтерских программ. Бизнесу это ничего не будет стоить.

Организации также смогут воспользоваться кабинетом страхователя у нас на сайте. Они смогут эту информацию просто отправлять онлайн, как по электронной почте.

Давайте резюмируем: в чем преимущества электронных трудовых книжек?

— Прежде всего — удобный и быстрый доступ работников к информации о трудовой деятельности;

Минимизация ошибочных, неточных и недостоверных сведений о трудовой деятельности, которые мы зачастую встречаем в бумажных трудовых книжках, которые заполняются от руки специалистами кадровых служб;

Дополнительные возможности дистанционного трудоустройства – весь трудовой путь потенциального сотрудника будет доступен работодателю даже в другом регионе.

Для работодателей еще один плюс — снижение издержек на приобретение, ведение и хранение бумажных трудовых книжек;

Использование данных электронной трудовой книжки для получения государственных услуг, что будет намного удобнее для самих граждан.

Высокий уровень безопасности и сохранности данных — сбой или взлом информационных систем Пенсионного фонда России с последующим изменением или уничтожениям данных практически невозможны. Информация лицевых счетов фиксируется в распределенных системах хранения, что исключает риск потери данных; Ну, и, наконец, это просто экологично.

Что нужно знать работодателям и работникам?

— Работодателям необходимо провести работу по изменению локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность организации (договоры, положения об оплате труда, коллективные договоры и т.д.). А также обеспечить техническую готовность к представлению сведений о трудовой деятельности для хранения в информационных ресурсах ПФР.

Работодатели, с численностью сотрудников 25 и более, представляют сведения о трудовой деятельности в форме электронного документа, подписанного ЭП. В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих лиц у которого менее 25 лиц.

С 1 января 2020 года все компании начнут ежемесячно представлять в ПФР дополнительную информацию о трудовой деятельности граждан. К примеру за январь 2020 года компании, у которых были кадровые мероприятия (прием, перевод, увольнение, либо работники компании уже сделали свой выбор в пользу электронных книжке или бумажных) должна предоставить в ПФР сведения о трудовой деятельности не позднее 15 февраля 2020 года.

Кстати, в связи с введением электронных трудовых книжек работодателям надлежит до 30 июня 2020 года письменно проинформировать работников о соответствующих изменениях в трудовом законодательстве и праве выбора работников формы ведения трудовой книжки. Работники в свою очередь должны до 31 декабря 2020 года подать своему работодателю письменное заявление о выборе между ведением бумажной и электронной трудовой книжкой.

Поделитесь своим мнением в соцсетях

Facebook
VK
Twitter
OK
Telegram