Делал в жизни то, что считал правильным

Эта статья посвящена Александру Александровичу Мезенцеву, первому главе Муйского района Республики Бурятия, первостроителю п. Таксимо, одному из многих и многих строителей Байкало-Амурской магистрали. Перечитывая периодику 80-х, 90-х годов прошлого столетия, знакомясь с воспоминаниями об А.А. Мезенцеве хорошо знавших его людей, убеждаешься, что это был умный, хорошо образованный человек. Он умел мыслить стратегически, по-государственному, принимать судьбоносные решения и брать за их исполнение всю ответственность на себя.

Биография чистая и прямая, как наша магистраль
Родился А.А. Мезенцев 27 марта 1942 года в городе Хабаровске. Отец был военным, мать – строителем.

По окончании школы с 1958 года работал на производстве учеником дизелиста, затем дизелистом электростанции, бетонщиком, слесарем в управлении строительства «Ангарскстрой». Эта организация, созданная в 1946 году, занималась строительством железной дороги Тайшет – Братск – Усть-Кут.

Александр Александрович очень хотел учиться. В 1962 году он был направлен на учёбу и поступил в престижный Московский инженерно-экономический институт, который одним из первых среди вузов страны стал готовить специалистов по организации управления производством.

Из его стен выходили инженеры-экономисты широкого профиля для важнейших отраслей народного хозяйства: машиностроения, химии, металлургии, энергетики, строительства, транспорта, городского хозяйства и др.

Служба в рядах Советской армии с 1963 по 1965 год прервала учёбу. Институт окончил в 1969 году, получив специальность инженер-экономист, строитель. Шесть лет работал в Москве в проектных строительных организациях, в тресте «Мособлоргтехстрой» Министерства транспортного строительства СССР, сначала инженером, а затем главным инженером «Мособлоргтехстроя».

В 1975 году с женой Зинаидой Семёновной и дочерью Еленой уехал на строительство Байкало-Амурской магистрали. Три года работал начальником планово-производственного отдела СМП-578 в тресте «Бамстройпуть» на Якутском участке БАМа, в посёлке Золотинка.
Весной 1977 года на бюро Нерюнгринского горкома КПСС Александр Александрович вступил в члены коммунистической партии.

В 1978 году его перевели в трест «Нижнеангарсктрансстрой» на Бурятский участок БАМа в поселок Кичера, в СМП-608 заместителем начальника по производству.
Менее чем через два года назначили начальником вновь организованного СМП-670, и уже в феврале 1980 года А.А. Мезенцев прибыл в составе первого десанта из восьми человек на строительство станции в Таксимо.

В 1987 году А.А. Мезенцева переводят в п. Новая Чара, где он работает заместителем по экономике, а затем первым заместителем начальника управления строительства «Бамстройпуть».
В 1989 году был образован Муйский район. По приглашению руководства района в 1991 году А.А. Мезенцев вернулся в Таксимо и стал работать первым заместителем председателя райсовета. В 1992 году был назначен, а в 1995 году избран главой администрации Муйского района.

В предвыборных тезисах А.А. Мезенцева были такие слова: «Могу сделать только то, что законно, правильно, возможно». Его программа была сориентирована на социальное и экономическое развитие района.

А.А. Мезенцев умер 4 мая 1998 года на 57 году жизни в результате инфаркта. Похоронен в Таксимо.

Александр Александрович Мезенцев награждён орденом «Знак Почёта», орденом Трудового Красного знамени, медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», медалью «Ветеран труда» и другими наградами.

Биография, действительно, чистая и прямая. В ней всё просто и ясно. В 16 лет начал работать в организации УС «Ангарскстрой», которая в 1946 году начала строительство западного участка БАМа. В 27 лет окончил Московский вуз. В 33 года Александр Александрович прибыл на строительство БАМа. Начальником СМП-670 стал в 38 лет, главой Муйского района в 50 лет. 14 лет его жизни прошли в Таксимо…

Выстроим самый красивый поселок на магистрали
Приказом Минтрансстроя треста «Нижнеангарсктрансстрой» № 4 от 09.01. 1980 года был создан СМП-670, с базовой площадкой на месте будущей станции Таксимо (747 км.). Начальником поезда был назначен Александр Александрович Мезенцев. Главным инженером – Леонид Феоксанович Брикульский, заместителем начальника по производству – Алексей Павлович Малинников.

В феврале 1980 года первый десант из восьми человек во главе с А.А. Мезенцевым высадился на месте будущей станции Таксимо. Среди них товарищи по работе в Золотинке и Кичере, Михаил Железовский и Валерий Самонов.

– Вначале жили в маленьком охотничьем зимовье, точно таком, с которого начинался Звездный, – рассказывал позднее Валерий Семериков, – потом поставили палатки, народ еще подъехал…
А.А. Мезенцев сам выбирал место для будущего посёлка: «Место у нас прекрасное, и стыдно будет, если не выстроим здесь самый красивый поселок на магистрали».

Нужно было создать коллектив СМП-670, построить временный поселок строителей, объекты первой необходимости – общежития, столовую, школу, детский сад, больницу, Дом культуры.
Сложно было подобрать штат руководителей среднего звена, работников администрации поезда. Но это ему удалось. Во-первых, Мезенцева уже знали по деловым качествам, во-вторых, бывалых бамовцев муйские просторы манили к себе нетронутой природной красотой.

В том же 1980 году в Таксимо на ударную стройку прибыл республиканский комсомольский строительный отряд «Комсомолец Бурятии». Мезенцеву найти общий язык с бойцами отряда помог опыт работы с молодёжью, приобретённый в Кичере, когда он, заместитель начальника СМП-608, организовывал обучение молодых людей без отрыва от производства. «Комсомолец Бурятии» работал на строительстве объектов первой необходимости, среди которых овощехранилище, пилорама, котельная, благоустроенные общежития, школа.

А. А. Мезенцев вспоминал: «Для меня Таксимо – третий посёлок, что начинался с нуля. Но он был самым трудным. Если в прошлом первооткрывателям помогали, то здесь, скорее наоборот, даже укоряли, что слишком быстро раскручиваемся… За первый год было выполнено работ на 2,8 миллиона рублей. Другие поезда осваивали 300 – 400 тысяч рублей в год… Кстати, соцкультбыт не забывали. И как ни парадоксально, но приходилось слышать сверху: увлекаешься жильём, соцкультбытом»… (М. Козлов «Ты помнишь, как всё начиналось?», газета «Муйская новь» от 17 февраля 1995 г.)

«… К заслугам Сан Саныча, как руководителя строительно-монтажного поезда, я бы отнёс, в первую очередь, стремление строить в Таксимо только благоустроенные со всеми удобствами дома. Его не раз ругали за перерасход денег на временное жильё, а эта времянка стоит до сих пор…» (из воспоминаний заместителя директора дирекции ОАО «Нижнеангарсктрансстрой» Владимира Зеленчука).

«…Работать с ним было интересно, потому что Александр Александрович был квалифицированным руководителем, с большим опытом работы в строительстве, понимал, как вести хозяйственную деятельность. Были большие трудности в материально-техническом снабжении, финансировании. А.А. Мезенцев грамотно подходил к решению проблемных вопросов. Энергичный по характеру, он выезжал в трест «Нижнеангарсктрансстрой», в Тынду «Главбамстрой» и решал возникшие проблемы. Коллектив СМП-670 успешно справлялся со своими основными задачами по строительству Байкало-Амурской магистрали. Под его руководством стремительно разрастался п. Таксимо. Передислоцировались мехколонны № 136, № 163, № 142, работали мостоотряд МО-97, «Латбамстрой», «Белбамстрой». Был создан СМП-694…»

(Фото: Таксимо. 1984 год. Среди бойцов отряда «Комсомолец Бурятии». В центре
М. И. Кокорин, А.А. Мезенцев, А.М. Чесноков (сидят). Фотография В.Войналовича)

«В 1981 году трест все свои усилия и средства направил на перегон Кичера – Уоян. В том году первый поезд должен был прибыть в Уоян. Не помогали обращения отряда в ОК ВЛКСМ и письма коллектива в трест. Не было средств, не поставлялись строительные материалы. Люди остались без работы, без зарплаты. Одними уговорами нельзя было удержать ребят в отряде. Вся массово-политическая работа в такой обстановке сводилась к нулю. Не мудрствуя лукаво, трест обвинил во всем Мезенцева. Над ним повисла угроза отстранения от должности. Благодаря помощи заместителя управляющего трестом Фролова Анатолия Николаевича, нашлись объемы работ на Западном участке БАМа. 90 рабочих были отправлены на станцию Небель, которую готовили к сдаче в эксплуатацию. В этом проявилась воля руководителя СМП-670 Мезенцева А.А., который, несмотря на плохие бытовые условия, отдаленность Таксимо, сумел организовать строителей и выполнить необходимые работы. Отряд сохранился в полном составе. (Из воспоминаний Антонины Максимовой, ветерана строительства БАМа, г.Северобайкальск, Бурятия, январь 2015 года).

Через полгода Мезенцев на общем собрании коллектива скажет: «Мы не ошиблись в своих надеждах на молодое пополнение и уверены, что «Комсомолец Бурятии» не подведет и в дальнейшем». Вклад Мезенцева в становление отряда «Комсомолец Бурятии» на БАМе, по обустройству и адаптации молодых ребят в жестких условиях Таксимо неоценим.

«Мне довелось работать с Александром Александровичем Мезенцевым в 1982 — 1983 годах, когда была избрана секретарём комитета BJIKCM СМП-670. Это было сложное время в строительстве посёлка Таксимо. Не хватало строительных материалов, оборудования, зато были сжатые сроки сдаточных объектов. С раннего утра до поздней ночи у Александра Александровича планёрки, горячие летучки. Он был сильным и умным руководителем, грамотным, знающим своё дело, умеющим организовать производство в непростых условиях. Был внимательным к людям, уважал и ценил народ.

Нас, тогда еще совсем молодых, не имеющих ни жизненного, ни трудового опыта, тем более строительного, поражала огромная трудоспособность Александра Александровича. Для него не было второстепенных вопросов, будь то спорт или культура, создание и работа МЖК или личная проблема любого работника СМП. Он знал каждого строителя поезда по имени, отчеству, мог в любое время найти слова поддержки, оказать помощь. И, конечно, благодаря его поддержке, как руководителя, как человека, не безразличного к судьбе каждого из нас, отряд «Комсомолец Бурятии» достойно влился в рабочий коллектив СМП-670. В поезде нашлось применение нашим молодым силам, нас научили жить и трудиться по-бамовски». (Из воспоминаний комиссара отряда «Комсомолец Бурятии» Н.Е. Чуриной).

Бойцы отряда не только строили посёлок и железную дорогу, но и вносили большой вклад в становление культурных и спортивных традиций посёлка, а затем и района. Разумеется, это было бы невозможно, если начальник поезда А.А. Мезенцев не одобрял и не поддерживал начинания отряда «Комсомолец Бурятии». Чего стоит один только поиск первопроходцев БАМа 40-х годов, участников изыскательской партии, восстановленная по крупицам история гидросамолёта, разбившегося на Баранчеевском озере в 1940 году.

Строительных организаций в Таксимо дислоцировалось много, но именно «Комсомолец Бурятии», СМП-670 во главе с начальником А.А. Мезенцевым были инициаторами и активными участниками создания памятников, культурных и спортивных традиций в посёлке.

Первый памятник, посвящённый 40-летию Великой Победы над фашистской Германией, был открыт 9 мая 1985 года. Через год, 15 августа 1986 года, установлен скромный обелиск на берегу Баранчеевского озера, в память о погибших изыскателях трассы БАМа. 15 августа 1994 года, в дни празднования 20-летия начала строительства БАМа, состоялось торжественное открытие памятника «Первопроходцам БАМа, ушедшим в бессмертие», который сразу же стал символом нашего района. Сохранился документальный фильм, в котором запечатлены кадры, на которых Александр Александрович открывает памятник, произносит речь, обращённую, прежде всего, к молодому поколению.

Его кредо «Я должен сам изучить, понять и принять решение» – помогало вникнуть в суть вопроса, решить технические вопросы строительства объектов, быть самостоятельным в решении проблемных вопросов. Таксимо находился в 400 километрах от треста, 600 километрах по воздуху до Багдарина, рйонного центра Баунтовского района. Времени на согласование важных вопросов с властями и руководством из-за труднодоступности не было, поэтому решения приходилось принимать единолично.

Коллектив СМП-670 готовил 90-километровый отрезок железнодорожного пути, с 718 километра разъезда Улан-Макит до 809 километра на реке Витим. Уже не было времени подгонять приход поезда к красным датам. Все работы велись в форсированном режиме. Мостостроителям и механизаторам надо было закончить работы в срок и сдать земляное полотно путеукладчику минута в минуту. Такая напряжённость возникла из-за строительства обходного пути через Северомуйский хребет. Первый поезд в Таксимо пришёл 25 декабря 1983 года. Дальше также нужно было уложиться в сроки.

Позднее Мезенцев вспоминал: «Самый сложный момент был на перегоне Таксимо-Витим. Не было к началу 1984 года ни одного километра земляного полотна к укладке. Не хватало автокранов, изоляционных материалов для водопропускных труб, медленно продвигалось бурение скважин для свайных оснований искусственных сооружений».

Бригады монтажников Николая Шахова и Василия Слепченко во главе с прорабом Сергеем Дорофеевым (будущим начальником СМП-670) не подвели. На монтаже экспериментальных металлогофрированных труб вместо мостов на 796-797 километрах дневал и ночевал Михаил Железовский. Производственно-технический отдел, возглавляемый Валерием Суворовым, инженеры Александр Чесных и Полина Сенченко, случалось, и ночью принимали земляное полотно, чтобы утром дать «зеленый» свет путеукладчику. В самые напряжённые дни, когда сроки прихода поезда на Витим были на грани срыва, две недели руководил всеми работами первый заместитель начальника ГлавБАМстроя Ефим Владимирович Басин. Поезд на Витим пришёл 1 июля 1984 года. СМП-670 передал на реке Витим, на 809 километре магистрали, символическую эстафету укладки читинским соседям СМП-695 УС «БАМстройпуть».

«…Каким человеком запомнился мне Сан Саныч? Энергичный, грамотный, квалифицированный инженер, ответственный и порядочный руководитель. Он умело заботился о людях, знал, чем они живут, был прост и доступен. Молодежь считала его старшим братом, недаром, на одном из комсомольских собраний ему присвоили звание «Почетный боец отряда Комсомолец Бурятии». В условиях таёжной стройки, когда строители поселка оторваны от социальных служб, руководитель строительной организации был для жителей всем: судьей и адвокатом, воспитателем, наставником, а порой и отцом. Этим качествам Сан Саныч отвечал. Он был вдумчивым, тактичным в разговорах, всегда был готов прийти на помощь. Летом 1987 года ему пришлось сделать непростой выбор в личной жизни. Увлекшись молодой женщиной, он допустил оплошность, и жене, Зинаиде Семеновне, стало об этом известно. Она подала заявление на увольнение, а он не стал уговаривать. Собрав вещи, жена и дочь уехали в Москву. Оставшись без семьи, он затосковал, и, оформив отпуск, поехал в Москву.

Пожив несколько дней в семье, он понял, что Зинаида Семеновна не простила его, и прежних отношений не будет…Он официально женится второй раз и становится отцом дочери». (Из воспоминаний Антонины Максимовой, ветерана строительства БАМа, г. Северобайкальск, Бурятия, январь 2015 года).

«Уже было уложено «золотое звено», уже набирала рабочие темпы Байкало-Амурская железнодорожная магистраль и станция Таксимо, но где-то оставались ещё не решённые задачи, недостроенные объекты. И в 1987 году А. Мезенцева назначают заместителем по экономике, а затем первым заместителем начальника по производству УС «БАМстройпуть»…» (из воспоминаний Владимира Скарги, руководителя Северобайкальского СКТБ).

В 1991 году в стране все изменилось. Хозяйственнику, привыкшему работать при плановой системе, было трудно ориентироваться в условиях гиперинфляции и всеобщего невыполнения договоров поставок, неплатежей.

Я не самый удобный человек
Александр Александрович Мезенцев в 1991 году с женой Мариной Иринчиновной и дочерью Анной вернулся в Таксимо, теперь уже районный центр вновь образованного Муйского района, и был назначен первым заместителем председателя районного Совета.

Обладая стратегическим мышлением, ещё в начале 80-ых годов он постоянно поднимал вопрос о создании на севере Бурятии самостоятельного района. Имеющаяся минерально-сырьевая база создавала благоприятные предпосылки для экономического освоения региона. С 1983 по 1987 год в Таксимо при полной поддержке республики и участии руководителей Баунтовского района производились различные расчеты, готовилось экономическое обоснование создания административной единицы – Муйский район. 23 октября 1989 года вышел долгожданный Указ Президиума Верховного Совета РСФСР №12928-Х 1 об утверждении образования Муйского района в Бурятской АССР.

Авторитет первопроходца Мезенцева, опыт и зрелый возраст способствовали назначению, затем и избранию его главой администрации Муйского района. Он руководил районом в трудное для всех нас время, с 1992 по 1998 годы.

Из воспоминаний первого заместителя главы администрации района А.М. Чеснокова:

«Мне посчастливилось 18 лет работать бок о бок и дружить с Сан Санычем (так звали его близкие друзья). Мне приходилось довольно часто бывать вместе с ним в правительстве, других государственных органах республики. Было приятно отмечать глубокое уважение к А.А. Мезенцеву как к грамотному компетентному главе администрации района руководителей различного уровня, в том числе Президента РБ Л.В. Потапова, Председателя Правительства В.Б. Саганова, министров, руководителей различных ведомств РБ.

Ему до всего было дело: образование, медицина, культура, старики, дети. Он говорил руководителям: «Попытайтесь приобрести мудрость, которая необходима в труднейшее время, чтобы сказать людям нужные слова, сказать правду». И он её говорил, когда к нему приходили учителя, ветераны, пенсионеры. Это сейчас вовремя платят пенсию и заработную плату. А тогда по крохам собирали бюджетные деньги, чтобы помочь больным и инвалидам или кого-то проводить в последний путь. Он умел понять человеческую боль, найти какой-то выход: «Нужно положить жизнь и душу, чтобы хоть что-то сделать, как-то помочь людям – вопрос главы администрации». Это были не просто слова, это суть его души. Он никогда не выпячивался, никогда не занимался рекламой собственной личности.

Как руководитель Мезенцев жёстко спрашивал с подчинённых за решение поставленных задач, но всю полноту ответственности брал на себя. Этот достаточно жёсткий стиль руководства, его высокая профессиональная подготовка не многим нравилась. Он это знал и говорил: «Я не самый удобный человек для вашего руководства…»

Так он говорил и тоннельщикам в тяжёлые для них времена, когда по полгода и более им не выплачивали заработную плату. И всё же находил выход и решал их проблемы. Он уже тогда в 1996 году знал, что главная проблема тоннельщиков – переселение – и ставил вопрос перед Министерством путей сообщения, правительством республики… Мезенцева А.А. отличал высокий профессионализм, глубокая компетентность, стратегическое мышление».

К сожалению, становление района совпало с тяжёлым экономическим кризисом в нашей стране. Сначала талонная система на самые необходимые продукты питания, пустые полки в магазинах после изобилия как продуктовых, так и промышленных товаров в годы строительства БАМа. Развал СССР. Магистраль, которая была принята в постоянную эксплуатацию, но ещё строился Северомуйский тоннель, вдруг оказалась никому не нужна. А затем и БАМ «объявили» дорогой в «никуда».

Рост цен на всё, падение реальной заработной платы во всех отраслях и её невыплата, бартер, банкротство, закрытие предприятий… Проблемы ЖКХ, которые теперь уже, по прошествии четверти века, превратились в «вечные». Строителей магистрали, как и всех в нашей стране, «лечили шоком». Люди не понимали, как жить, растить, учить детей… Зато появилась свобода, говори, делай всё, «что не запрещено»… Начались протесты, забастовки, голодовки…

Волею судьбы при образовании района мне, учителю Таксимовской школы № 1, в феврале 1990 года достался нелёгкий портфель районного профсоюзного лидера работников образования. Первая забастовка педагогов в Муйском районе была в октябре 1992 года. Забастовочный комитет выдвинул требования от более чем восьмисот педагогов и обратился к руководству района. Были переговоры. Нас услышали. В условиях начавшейся в стране гиперинфляции мы получили существенную надбавку к заработной плате, которая выросла в несколько раз. Руководство района смогло найти финансы и поддержать работников образования. Тогда мы, единственные в республике, добились положительных результатов. В январе 1993 года на республиканской профсоюзной конференции мне пришлось выступать, и я говорила о том, что выполнение наших требований стало возможным, прежде всего потому, что глава Муйского района А.А. Мезенцев думает и поступает по-государственному. В противном случае мы, забастовщики, ничего бы не добились…

Но гиперинфляция в стране вскоре обесценила нашу заработную плату. К тому же начались многомесячные задержки по её выплате. Результаты последующих забастовок были более скромными, да и требовали мы, чаще всего, возвратить долги по заработной плате. Понимая, что пока не заработает промышленность, не восстановится экономика страны, на достойную зарплату не стоит рассчитывать, мы продолжали бороться за свои права, хотя уже мало верили, что забастовками можно что-то кардинально изменить.

Участвуя в работе комиссии, которую А.А. Мезенцев называл «гробовой», я представляла интересы педагогов. На её заседаниях собранные в нашем районе за неделю бюджетные деньги распределялись на выплату зарплаты тем, кто оказался в тяжёлой жизненной ситуации (заболел сам или кто-то из родных, или, не дай бог, умер и т.д.). К сожалению, люди, чаще всего, за то, что пытались и делали для них на районном уровне, платили какой-то необъяснимой «дикой» подозрительностью, недоверием. Поэтому очень хорошо понимаю слова Мезенцева: «Более неблагодарной работы я за свою жизнь не видел». Между тем, во всех отраслях народного хозяйства реальная заработная плата с каждым годом становилась всё меньше. По данным статистики, максимальный уровень её падения пришёлся на 1999 год. Это были лихие, жестокие 90-е годы, в мутной воде которых кто-то наживал капитал, кто-то лишался последнего…

В марте 1995 года за невыполнение Указа Президента Республики Бурятия «О развитии золотодобывающей отрасли Республики Бурятия» от 9 декабря 1994 года (газета «Муйская новь» от 16 декабря 1994 г. № 96), в котором шла речь о передаче рудника Ирокинда из АО «Витимзолото» в АО «Бурятзолото», Мезенцев был освобожден от занимаемой должности. (Указ президента РБ №57 от 06.03.95 г.)

Позднее в 1997 году он так прокомментировал это событие: «…Слишком упорно отстаивал свое мнение. Немногим менее года провел в вынужденном бездействии, зато появилось время подвести итоги, заново переоценить ситуацию, увидеть положение дел со стороны». (ст. «Две пятерки — отличный возраст», «Муйская новь» от 28 марта 1997 г.)

В декабре 1995 года А.А. Мезенцев выдвинул свою кандидатуру на пост главы местного самоуправления. Политическая жизнь района бурлила. Среди кандидатов появились лидеры, которые имели своих многочисленных сторонников. Условно избиратели делились на три группы: «мурзинисты» (С.Ю. Мурзин), «кардашисты» (А.И. Кардаш), «мезенцевцы» (А.А. Мезенцев). Уверенную победу на тех выборах на пост главы администрации местного самоуправления Муйского района одержал А.А. Мезенцев.

Наступивший 1996 год стабильности в жизнь района не принес. Продолжались митинги, забастовки… Проблем за истекший 1995 год только прибавилось. А.А. Мезенцев вносил предложения в Правительство Республики Бурятия об увеличении доходной части бюджета местного самоуправления:

… Когда после перерыва вновь принял хозяйство района, увидел, что у нас совершенно нереальный бюджет, что совершенно неверно рассчитаны его доходы, расходы и дефицит. Пытался защитить его в Хурале, но было уже поздно, потому что правительством было уже все сверстано. Пришлось идти к Президенту…

Он обещал вместе с правительством разобраться. То есть я занимался обыкновенным лоббированием нужд района в правительстве Бурятии, понимая, что это почти безнадежное дело. В принципе так и получилось…

Создать современную базу МСУ для осуществления прав населения, самостоятельно управлять собственной территорией… самое главное — это определить экономическую самостоятельность…
Государственно-правовой эксперимент, его финансово-экономическая часть наряду с тем, что позволит увеличить доходную часть бюджета МСУ за счет более грамотного, более правильного распределения налогов, еще и позволит заставить федеральные органы повернуться лицом к проблемам инфраструктуры БАМа. (ст. «А. Мезенцев: «Муя – стратегия Бурятии» интервью газете «Правда Бурятии», «Муйская новь» от 25 июня 1996г.)

Он доказывал, что район сможет решить свои проблемы, если большая часть собираемых налогов будет оставаться в районе, а не уходить в центр.

В августе 1996 года образовался общественный комитет спасения района, в состав которого вошли представители различных организаций и предприятий, в основном бюджетники, которые пытались привлечь внимание руководства Республики Бурятия к сложившейся экономической ситуации в районе. Глава района поддерживал требования Комитета и, насколько это было возможно, использовал общественное движение для решения краткосрочных и долгосрочных проблем района.

В сентябре в район по приглашению общественного комитета прибыл Президент Республики Бурятия Л.В. Потапов с членами Правительства. В результате, для развития района в будущем было обещано много, а для решения насущных проблем не сделано практически ничего.

Подобранные О.А. Колесниковой, главным специалистом администрации МО «Муйский район», из статей газеты «Муйская новь» (с 1994 по 1998 годы) высказывания А.А. Мезенцева на различные темы, касающиеся жизни района, до сих пор остаются актуальными. Вот некоторые из них:

О профессиональных качествах руководителя

«Я считаю, что профессионализм – это, безусловно, основной критерий для работы на любом месте. Мы чем и прославились, что у нас любители работают, а не профессионалы. Компетентность руководителя – это самый главный критерий его работы…
Сейчас нельзя митингами, криками решать вопросы… Профессионал должен находиться на своем месте и знать свою работу лучше других, вот тогда у нас пойдет дело». (ст. «Мы ведь ничего не просим в долг…», « Муйская новь» от 14 октября 1994г.)

О районе

«Да мы и потенциально сильнее и богаче многих районов Бурятии, вообще для Бурятии Муйский район стратегически важен.
Бездарно потерять этот район в силу каких угодно обстоятельств мы себе не можем позволить, мы будем бороться до конца за этот район: этот район — это стратегия, это будущее Бурятии». (ст. «А.Мезенцев: «Муя-стратегия Бурятии» интервью газете «Правда Бурятии», «Муйская новь» от 25 июня 1996г.)

О местной власти

«…Я считаю, что местная администрация не слабее районных администраций республики, и Муйский район далеко не последний. В финансово-экономическом и производственном отношении мы стоим на одном из первых мест. А вот с точки зрения социальной напряженности, мне кажется, что у нас не все благополучно…
Для бамовцев данная местность — место временного проживания. Многие не могут выехать на родину, за пределы района на постоянное место жительства, считая, что государство их ограбило, поэтому отношение к властям любого ранга заведомо недоброжелательное, в отличие от тех регионов, где живет коренное население…».

О перспективах

«Наиболее перспективны геология и золотодобыча. Достаточно подготовлена энергетика. В случае заключения соглашения с Китаем по поводу передачи им электроэнергии, перетоки электроэнергии Усть-Илимской и Братской ГЭС пойдут через наш район, возможно, решиться судьба строительства Мокской ГЭС».

О личных планах

«Ни при каких условиях, даже если удастся переломить ситуацию и дела пойдут в гору, я баллотироваться на этот пост не буду. Надо уступить место другим. Мое выдвижение на предыдущих выборах было продиктовано самым главным – не позволить прийти к руководству людям, которые кроме безграмотной болтовни ничего не умеют…
Более неблагодарной работы я за свою жизнь не видел. Поддержу любого, кто захочет работать на этом месте, но при условии, что он человек с совестью, честный». (ст. «Могу сделать только то, что законно, правильно, возможно», «Муйская новь от 18 июля 1997г.)

1997 год прошёл в планах, надеждах, решении проблем ЖКХ, выплаты долгов по заработной плате, в митингах и протестах. Оппозиция в районе набирала силу. Когда А.А. Мезенцев говорил, что он никуда не собирается уезжать, что также не получает зарплату (а в семье к тому времени было двое малолетних детей), люди ему не верили. И продолжали передавать из уст в уста самые нелепые слухи.

В начале 1998 года инициативная группа из 12 человек, многие из которых были работниками ЖКХ, требовали провести районный референдум. Об этом заголовком «А ты доверяешь А.А. Мезенцеву?» сообщила районная газета. Теризбирком Муйского района даже назначил дату референдума – 21 июня, о чем Мезенцева известили открытым письмом. Но ему не суждено было стать очевидцем этой спланированной акции. Главы района не стало 4 мая в 16 часов 20 минут.

Обширный, повторный осложненный инфаркт миокарда.

Его сердце не выдержало, жизнь оборвалась неожиданно. Известие о смерти отозвалось болью в сердцах и душах многих и многих людей.

Провожать в последний путь А.А. Мезенцева собралось несметное число людей. Траурная процессия двинулась пешком от дома главы мимо больницы, к памятнику Первопроходцам БАМа по направлению к старому кладбищу рядом с аэропортом, куда он прилетал, возвращаясь из командировок и отпусков. Там он и обрёл вечный покой рядом со своими друзьями, строителями БАМа, безвременно, как и он, ушедшими в бессмертие.

Прощаясь с главой района, выступающие говорили: «Мы потеряли талантливого руководителя, одного из первопроходцев БАМа, умного и душевного человека…», «недолгая, но светлая жизнь, дела, замыслы по обустройству Севера останутся в нашей памяти …», «Александр Александрович умел понимать не только друзей, но и оппонентов, оставаясь при этом объективным, честным и порядочным. Вся жизнь его, открытая и честная, прошла перед нашими глазами». (газета «Муйская новь» от 6 мая,15 мая 1998г. )

И вот уже более двадцати лет он продолжает жить в памяти людей. В октябре 2008 года Таксимовской школе №1 присвоено его имя. А.А. Мезенцев, как первостроитель Таксимо, глава Муйского района Республики Бурятия, навсегда вошёл в историю освоения и развития нашего северного региона.

(Из воспоминаний Нины Андреевны Ивановой, начальника планово-экономического отдела СМП-670, ветерана строительства БАМа).

Поделитесь своим мнением в соцсетях

Facebook
VK
Twitter
OK
Telegram